Аввакум Петров - русский религиозный деятель XVII века, протопоп. Являлся главой старообрядчества и идеологом раскола Русской православной церкви.
Биография и личность
Родился в 1620 году в Нижегородском уезде в семье сельского священника. В 17 лет женился, а к 24, пойдя по стопам отца, стал священником. Аввакум был сторонником строгих убеждений и безукоризненного исполнения всех правил и предписаний церкви, за что его часто обвиняли в самоуправстве. Воевода Нижнего Новгорода, боярин Шереметев за подобное приказал утопить священника, но тому удалось выжить. Аввакум бежал в Москву, где его назначили в Юрьев-Повольский в качестве протопопа и где же он примкнул к «кружку ревнителей благочестия», а в 1652 году стал священником Казанского собора в Москве. Половину своей жизни Аввакум Петров провел в заточении и ссылках, но оставил след не только в церковной истории, но и в истории литературы.
Борьба с реформами Никона
Причиной борьбы прошлых соратников стали взгляды на исправление церковных книг и обрядов: Никон был сторонником греческого образа, а Аввакум и его товарищи - древнерусских православных рукописей. Взгляд Никона на реформы был подвергнут критике Аввакума и представлен царю как челобитная. Его долго вынуждали принять реформы Никона и новые обряды, но он продолжал противостоять им, за что сам патриарх повелел лишить Аввакума сана. Однако царь приказал сослать его в Забайкалье, где он провел несколько лет, испытывая лишения и голод. В 1663 году протопоп возвратился в Москву, где продолжил борьбу с реформами и новыми обрядами. Его лишили сана в 1666 году в Успенском соборе, а его сподвижников казнили.
Смерть
После казни его соратников, Аввакум был сослан в Пустозерск, где продолжал проповедовать. Он слал грамоты и послания, содержащие его проповеди. Одно из таких посланий раскрывало критику Алексея Михайловича и было адресовано правившему царю Федору Алексеевичу, который велел казнить Аввакума и его сподвижников, оставшихся с ним. В 1682 году Аввакум был сожжен на костре и почитается в старообрядчестве как священномученик.
Наследие
За свою жизнь Аввакум написал множество сочинений, главные из которых - «Книга бесед», «Книга толкований» и «Житие» - были написаны им в Пустозерске. В них он обличает представителей церкви, обвиняет их в жестокости и разврате, также представителей царской власти. Его сочинения нашли отклик у крестьян. Именно Аввакум подвел традиционный жанр жития к автобиографической повести. Его можно назвать не только одним из выдающихся писателей своего времени, но и новатором в этой сфере.
Фото: playmash.ru
Читайте также:
Почему мы любим Россию "странною любовью"
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...