В больших городах Германии самому провести похоронить "ушедшего на радугу" питомца имеет право только люди, владеющие собственным земельным участком. Такое же положение - практически во всём "цивилизованном" мире.
Увы, на Западе уже доцивилизовались и до такого же и даже более ужасного отношения даже к людям. Но этот рассказ, прежде всего, о погребении домашних животных, хотя и людей тоже. Ведь отношение к ним - тоже один из главных показателей человечности общества.
Выражение «похоронить по-людски» применимо и по отношению к домашним питомцам, хотя на кладбищах для животных нельзя использовать сакральные символы: кресты, фигурки ангелов, иконы и цитаты из Библии.
Но совсем никаких символов нет на могилах людей, которые в последнее время все чаще согласны быть похоронены в глубине леса. Такова там нынешняя альтернативная форма похоронных услуг. Во многом это - запросы самого общества.
Лишь два из пяти немцев хотят покоиться на кладбище с традиционными составляющими: плитами, кувшинами для цветов, специальными светильниками. А каждый четвертый желает, чтобы его прах был просто развеян в лесу или над морем. Каждый седьмой сказал, что хочет быть похоронен анонимно - без таблички.
Потому что за могилой на кладбище нужен уход, а кроме того за аренду земли требуется платить приличные деньги. Все это - время, хлопоты и средства - большая обуза для родственников. Проще захоронить урну с прахом в диком лесу или высыпать на поле.
Уже в 2001 году создана первая фирма, получившая 20 гектаров лесов, для таких захоронений. Сейчас в Германии - уже сотни таких лесов. Безымянные могилы на кладбищах в лесной чаще всё больше пользуются спросом.
В каждой стране правительство объясняет необъяснимое необходимостью, в первую очередь экономической. Желание немца - католика или протестанта - похоронить любимую кошку по-человечески, а самому быть погребенным в лесу анонимно, как предки-язычники, в такую логику вписывается.
Поэтому сотрудники ритуальных служб Германии не удивляются пожеланию: «Отведите мне место в лесочке под таким-то деревом! Оттуда близко до кладбища, где погребена моя кошечка любимая».
Почему даже религиозных не волнует, что место их вечного упокоения будет без сакральных символов, станет заброшенным и даже неизвестным? Обычно большинство отвечает: Я готов заплатить столько, сколько положено. Безымянные захоронения потому и заброшены, что никто не знает, кто здесь погребен. Мне не нужны никакие памятные знаки. Поминальной службы по христианским канонам вполне достаточно, чтобы родные и друзья со мной простились.
«Мой милый суперкот Самби! Сегодня особенный день, потому что тебе могло бы исполниться 12 лет. Приходя домой с прогулки, я до сих пор останавливаюсь в прихожей, потому что жду, что ты, приветствуя меня, уткнешься в мою ладонь прохладным носом. Я знаю, что этого уже не будет никогда. Но все еще продолжаю надеяться. Сейчас я зажгу свечи рядом с урной с твоим прахом. Она стоит над твоим любимым креслом - это место, Самби, ты облюбовал с момента появления в доме. Оно осталось твоим. Даже твоя сестренка Сиси не покушается на него».
Такое послание есть на сайте одного немецкого крематория. Время не властно, пока есть тот, кто помнит. Французский поэт Жан де Лафонтен сказал: «На крыльях времени уносится печаль». Эта строка парит над рассказами, сколько уюта, тепла и счастья вносили в дом кошки, собаки и другие животные ставшие членами семьи.
«Не принимай за грех, что я очень любил своего пса. Он меня не предал в самый жестокий шторм. Люди же отвернулись, едва задул легкий ветерок». Такие слова на надгробном камне берлинского кладбища животных многое объясняют.
Эвелин Шефер содержит кладбище домашних животных в городе Керпен в идеальном порядке, потому что прекрасно понимает эти чувства. Каждая могила здесь - маленький сад. В комплексе есть и зал для прощания.
Так что же происходит в западном обществе? С одной стороны, растет число тех, кто предпочитает раствориться в лесной чаще. С другой стороны, идет очеловечивание животных. Конечно, животные достойны добрых чувств. Так сейчас совершенно справедливо считают многие в "цивилизованном" обществе.
- Кого-то раздражает такая, на первый взгляд, чрезмерная любовь к животным, - замечает Эвелин. - Особенно на фоне сложных проблем, которых хватает. Но нельзя забывать о культуре чувств. От того, как мы относимся к ушедшим из жизни, зависит воспитание идущих за нами.
Поэтому Эвелин не считает странным утверждение Энн Миллер, которая о погребенной морской свинке говорит: «Верю, что у нее есть душа, как у любого животного. И когда-нибудь наши души сольются».
Конечно, не повернется язык осудить за слова любви, тем более, когда домашнего питомца, ставшего членом семьи и частью жизни, уже нет в живых. Но почему к людям на хвалёном Западе отношение становится всё хуже?..
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...