Перед конструктором, особенно авиационный, практически всегда стоит задача совместить в новом изделии несовместимые качества: большую мощность с малым размером и весом, высокую скорость с большой дальностью...
И для достижения этих целей создаются порой весьма оригинальные конструкции. Иногда получаются прямо чудеса техники: с виду прям ужасные, классные внутри... Но увы, так бывает далеко не всегда.
В 1932 году был принят на вооружение ВВС Красной армии тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик - воздушный линкор 2-го класса ТБ-3, разработанный под руководством А.Туполева. Машина впечатляла размерами, радиусом действия в 1 500 километров и бомбовой нагрузкой до 4 тонн.
Однако скоростные и высотные характеристики оставляли желать лучшего. 200 км/ч и 3 500 метров было явно маловато. Способность самолёта преодолевать наземные ПВО противника и противостоять истребителям-перехватчикам вызывала обоснованное беспокойство.
А радиус действия одномоторных истребителей тогда не превышал 150 километров, поэтому о сопровождении бомбардировщиков даже речи не было.
Но инженер Владимир Вахмистров предложил оригинальную систему типа «всё своё ношу с собой». По замыслу, бомбардировщик сам вёз бы несколько одномоторных истребителей да района бомбометания.
Идея была не нова. В 1916 году англичане уже поставили на верхнее крыло четырёхмоторной летающей лодки «Феликстоу» лёгкий истребитель «Скаут» и успешно испытали спарку в воздухе.
Её предполагали использовать для перехвата над морем немецких цеппелинов. Однако по неясным причинам в боевых действиях она участия так и не приняла. Хотя Вахмистров об этих экспериментах мог и не знать.
ВВС дали «добро» на разработку. После проверки осуществимости идеи на меньшем бомбардировщике ТБ-1 система «самолёт-звено» стала серьезно прорабатываться.
Самым внушительным был вариант «Звено-7» - самолёт-носитель и пять истребителей. 2 И-5 крепились на плоскостях бомбардировщика, 2 моноплана И-16 подвешивались под крыльями и 1 И-Z подцеплялся прямо в воздухе под фюзеляжем.
Конструкция производила неизгладимое впечатление, но изначально была из категории «сначала сделаем, потом подумаем». Сначала надо было даже не шибко думать, а хотя бы просто посчитать. Выяснилось, что «Звено-7» могло провести стратегический рейд, но только в одну сторону, а на обратную дорогу горючего уже не хватало.
От идеи сопровождения бомбардировщиков "этажерками" отказались. Но потраченные на проект средства не стали выброшенными на ветер. Война в Испании в 1936-38 годах выявила высокую эффективность бомбометания с пикирования. Поэтому последовала радикальная смена назначения «Звена».
До появления специального пикировщика в таком качестве лучше всех был истребитель И-16, но взлететь с двумя 250-килограммовыми бомбами он не мог. В результате родилась система «Звено-СПБ» - «составной пикирующий бомбардировщик» из носителя ТБ-3 и двух И-16 - каждый с двумя таким фугасками.
ТБ-3 поднимал истребителии доставлял к цели, где выпускал их в свободный полёт, не входя сам в зону ПВО противника. А И-16, отбомбившись, возвращались на ближайший аэродром.
Малые размеры, высокая скорость и маневренность «ишачкам» обеспечивали высокие шансы на выживание. «Звено-СПБ» было принято на вооружение и даже добилась внушительного боевого успеха, разрушив 13 августа 1941 года стратегически важный Чернаводский мост через Дунай, до этого многократно, но безуспешно атакованный фронтовыми бомбардировщиками.
Но развития этот проект не получил и уже не мог получить, поскольку совершенствование ПВО врага исключало появление тихоходных и слабозащищённых ТБ-3 среди дня даже близко к линии фронта. В 1942 году звенья расформировали.
Немецкое название кустарника омела - «мистель». Из него делают надгробные венки. Именно так назвали в немецком Министерстве авиации самолёт-звено, разработанный конструкторами филиала фирмы «Юнкере» в 1943 году. Подразумевалось, что очередное «чудо-оружие» станет, конечно же, венком на могилу наступающих войск союзников.
Изделие было как бы «Звено-СПБ» наоборот. Ударным компонентом сцепки был двухмоторный бомбардировщик Юнкере Ju.88, осёдланный самолётом управления - истребителем Фоке-Вульф FW.190.
Вместо кабины к фюзеляжу «юнкерса» крепилась специальная боевая часть, не имевшая аналогов и состоявшая из 2800-килограммового заряда взрывчатки и тонны стального стержня, который усиливавл ударное действие.
Первый удар 4 «венка» из 101-й бомбардировочной эскадры нанесли ночью на 28 июня 1944 года по судам союзников в заливе Сены. Результаты не удалось узнать из-за дыма горящих судов, но на следующий день разведка, не краснея, доложила, что все цели поражены. Хотя ни одно судно не затонуло. - Классический пример самообмана.
Даже найти наутро среди сотен судов те четыре, что были атакованы ночью, - нереально. Да и ни один корабль не пережил бы попадания такой мощной крылатой бомбы.
Но "птенцы Геринга" затем браво рапортовали о поражении двух советских переправ через реку Нейссе. Бойцов 1-го Белорусского фронта доклад крайне бы заинтересовал, поскольку даже самолётов они не видели.
Только наши лётчики-истребители их встречали, но каждый раз, лишь завидев советский воздушный патруль, пилот «мистеля» отстыковывался и удирал со всех крыльев, а оставшийся без седока «юнкере» сразу втыкался в землю. По возвращении германский пилот браво докладывал, что поразил советскую переправу.
Система «мистель» была порочной изначально. Её творцам тоже следовало сначала подумать, а уж потом мастерить своё детище. При парадной скорости 375 км/ч «мистелю» в 1943-м нечего было и мечтать прорваться сквозь ПВО хоть советских, хоть союзных войск, оснащённых к-тому времени радиолокаторами.
Точность попадания двухмоторной неуправляемой бандуры была вообще исчезающее низкой величиной, исключающей реальное применение машины. Тем не менее немцы наштамповали 250 сцепок и успели использовать около 200 из них, и всё - в «молоко». Понятно, на чью могилу лёг тот «Похоронный венок».
Самолёты-сцепки 30-40-х годов не дали ожидаемых результатов. Но разработки не пропали даром, став основой для новых проектов в послевоенные годы.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...