Одна из самых грандиозных и оригинальных по замыслу наступательных операций англо-американских войск на Западном фронте Второй мировой началась 17 сентября 1944 года. Предполагалось, благодаря этому закончить войну уже к ноябрю. Расчёты не оправдались...
Замысел операции «Маркет-Гарден» предусматривал выброску в районе голландского города Арнем британской воздушно-десантной дивизии с целью захвата мостов через Рейн. Но в зоне высадки оказались дислоцированы части Второго танкового корпуса СС, а ведь для десантников нет противника страшнее танков.
Силы были слишком неравны. Несмотря на беспримерную доблесть, парашютисты выполнить задачу не смогли. Следовательно, провалилась и операция в целом...
Само собой, начался поиск виновных. Пехота ругала десантников, десантники - авиацию и так далее. У старейшего сотрудника голландской контрразведки подполконика Ореста Пинто на этот счёт было другое мнение.
Он как раз уже только что закончил сбор доказательств предательской деятельности легендарного вожака голландского Сопротивления Христиана Линдеманса по кличке Кинг-Конг.
На первый взгляд, репутация Линдеманса была не просто безукоризненной - образцовой! Командир подпольной боевой группы, участник множества диверсий, дерзок, смел и, главное, удачлив!
В боях погибали его соратники, абверовцы громили подпольные явки и перехватывали связных - а Кинг-Конг был будто заговорённый. Однажды он попал в облаву гестапо на конспиративной квартире и был схвачен, но сумел из тюрьмы организовать налёт подпольщиков на неё и вырвался на свободу.
Что-то здесь не так - решил Пинто. Уж больно метко наносили немецы свои удары именно вокруг Линдеманса, при этом его самого даже не задевая! Тут ещё появилось сообщение одной аристократки, пожертвовавшей фамильные драгоценности на дело борьбы с оккупантами.
Она передала их Линдемансу, а потом увидела свои украшения на двух известных роттердамских путанах. При этом обе проходили по учёту как платные осведомительницы абвера!
У Пинто немедленно возникло острое желание побеседовать с ними, но тут же выяснилось, что одна только что покончила с собой, а вторая скрылась на оккупированной территории. Подозрения Линдеманса неотвратимо перерастали в уверенность.
Сколько верёвочке не виться - конец настанет. Лишь несколько дней потребовалось Пинто, чтобы полностью установить истинное лицо Линдеманса. По натуре это был дешёвый уголовник, фат и позёр, примкнувший к Сопротивлению для самоутверждения и острых ощущений.
Привыкший к беззаботной широкой жизни пижон окончательно запутался в долгах, абверовцы арестовали его подругу и брата. Он сам предложил абверу свои услуги в обмен на свободу для близких и хорошие деньги для себя.
Немцы согласились и старательно создавали ему имидж неуловимого бесстрашного бойца и большой грозы оккупантов, они сами имитировали его мнимые успехи при диверсиях.
С папкой самых убойных доказательств Пинто пошёл в штаб голландской контрразведки, имея твёрдое намерение сразу же задержать Кинг-Конга. Можно представить его ужас, когда он узнал, что 15 сентября - за 2 дня до высадки массового десанта в Арнеме - предателя перебросили за линию фронта с особо секретным заданием особой важности - обеспечить британскому десанту поддержку партизан!
Оказавшись за линией фронта, изменник сразу сообщил в штаб абвера о дате и месте высадки. В результате случилась арнемская катастрофа. Но даже не безответственность спецслужб, доверивших важнейшее задание подозрительному агенту, переполнила чашу терпения Пинто.
Несмотря на абсолютную ясность в деле предателя Кинг-Конга, его никак не получалось арестовать! Доклады Пинто вязли в трясине высоких кабинетов. Обозлённый Пинто попросил о помощи английских друзей, для которых разгадка арнемского провала была делом принципа!
В великобританской контрразведке Линдеманса сразу же раскололи, но снова чья-то невидимая рука заботливо оберегла его, постоянно затягивая передачу дела в суд.
Одновременно из архива голландской контрразведки бесследно исчезли все документы по Линдемансу! В голландской же тюрьме Кинг-Конга поместили в лазарет, где были настолько вольные условия, что ему как бы прямо предложили убежать.
Приставленная медсестра часами усердно пилила оконную решётку, а беспечность охраны была беспредельной. Кинг-Конга подвела случайность и беспечность - он слишком сильно шумел, спускаясь из окна камеры, и поэтому был замечен часовым. Но никаких санкций в отношении медсестры не последовало! Её даже не отстранили!
Наконец-то, было назначено слушание дела Линдеманса на июнь 1946 года. Но за несколько дней до его начал обвиняемый умер: та же медсестра дала ему сразу аж 80 таблеток аспирина и сама отравилась, но её успели откачать.
Фемида снова заткнула глаза и уши: медсестру даже не пытались привлечь к ответу. Более того - правосудие пальцем не шевельнуло, чтобы выяснить обстоятельства побега и самоубийства.
Пинто же насовсем уехал. И понять его можно. До лета 1944-го он даже не знал о существовании Кинг-Конга. Это говорит о том, что куратором изменника в Англии был человек выше Пинто в иерархии вооружённых сил, вероятно - член голландского правительства, или по крайней мере очень близкий к этому уровню!
Но тогда совершенно точно получается, что эта неназванная персона работала на немцев!
За Ла-Маншем безвестные голландские патриоты без колебаний шли на муки и смерть ради Родины. А высокопоставленные мерзавцы на безопасном острове торговали их жизнями из циничного расчёта: вдруг немцы всё-таки одолеют?..
У Пинто, несомненно, были соображения, кто именно был кукловодом Линдеманса, но он не видел возможности вывести негодяя на белый свет. Тогда он сделал, что мог - ушёл, чтобы не находиться близко с людьми, растоптавшими всё, что ему было дорого - верность Родине и воинский долг.
Еще по теме:
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...