Есть ли корабли заведомо обреченные?

24 октября 2022 14:30
1561.jpeg

Мореплавание везде и во все времена было сопряжено с опасностью. И сейчас ежегодно пучина поглощает сотни судов и уносит тысячи жизней. Но о катастрофах на поверхности морей и океанов написано уже достаточно много. Намного меньше известно об авариях на глубине - на подводных лодках.

Подлодка - корабль тайный

Само назначение субмарин - ведение скрытной глубинной войны - уже исключает возможность широкого освещения их деятельности. Это дает возможность командованию Военно-морских сил не информировать общественность о неполадках, которые с подводными лодками, как и с любой техникой, конечно же, случаются.

Подробности же об авариях подлодок публикуются только на страницах специальной литературы, а то и вовсе присутствуют только в секретных докладах.

Тем не менее, известно, что причины подавляющего большинства аварий - это ошибки конструкторов-разработчиков, специалистов судо­строительных заводов, и непосредственные действия командования и личного состава кораблей.

В начальный период суб­марин, окончившийся в годы Первой мировой войны, был характерен поиск универсальных технических решений для приемлемого уровня эффективности и надёжности. На тогдашнем уровне развития науки и техники эти разработки осуществлялись методом проб и ошибок.

Достаточно опыта ещё ни у кого не было, он только набирался на практике. Понятно, что при этом было просто невозможно избежать катастроф. 

Начало - крупнейшая катастрофа

Крупнейшая в истории подводного флота катастрофа произошла 31 января 1918 года, но известно о ней стало только в 1932 году. Долгое временя Британское адмиралтейство держало в строгом секрете сведения о гибели двух новейших подводных лодок серии «К» и повреждении трех таких же, да в придачу - ещё двух надводных кораблей. Всего погибло тогда 115 матросов и офицеров.

В самом разгаре - Первая мировая вой­на. В связи с угрозой нападения немецких субмарин главные силы английского флота - Грэнд-Флит - вышли с главной базы в Розайте в темное время суток. Предусмотреть старались все детали, было полное затемнение, не светили даже кильватерные огни...

И не немецкие подлодки стали причиной катастрофы. Стечение различных обстоятельств, главное из них - человеческий фак­тор, - пишет капитан 1-го ранга в отставке, ветеран-подводник Вадим Кулинченко, - привело к тому, что всего за одну ночь английский флот без боевых действий лишился пяти однотипных лодок.

Тогда погибли К-4 и К-7, повреждены были К-6, К-14 и К-22. В 1915-1917 годах было постро­ено всего 17 субмарин типа «К». 5 из них сразу погибли или вышли из строя в результате этой аварии. Ужасная роковая случайность... Но действительно ли это - случайность? Да и какая?

Есть ли ответ на этот вопрос?

В 1915 году на заводских испытаний затонула, а затем была под­нята и отремонтирована субмарина К-15. В январе 1917 года во время испытательного погружения в озере Гэрлох 32 человека погибли на К-13. Но сама лодка была подня­та, восстановлена и затем введена в строй уже под более счастливым номером - К-22.

Однако в 1918 году она снова попала в аварию. И происшествия с этими подлодками можно перечислять и довольно долго... Обеспокоенное частыми происше­ствиями с серией «К», после вось­ми лет эксплуатации их вывели из состава флота.

В чистом итоге - на 17 построенных лодок за это время пришлось 18 аварий­, 7 из них закончились гибелью кораблей и экипажей. Подобное нельзя объяснить случайностью. Объяснить это можно только тем, что в конструкции суб­марин типа «К» были очень серьёзные недостатки, которые делали даже их небоевую эксплуатацию чрезвычайно опасной.

Модернизация последних трех лодок серии с изменением буквы «К» на «М» и «X» хорошего результата не принесла. Неудачи преследовали их так же, как и предшественниц. История лодок типа «К» - пример, как ошибочные проектно-конструкторские решения влияют на безопасность эксплуатации.

Не только англичане

В 1925-1927 годах в Японии по­строили подводные лодки серии 1-121, специально оборудо­ванные для минных постановок - подводные минные заградители.

Своеобразность конструкции таких ло­док, - как рассказал японский офицер-под­водник, - очень за­трудняла управление. Надводный ход их был мал. Они плохо управлялись в подвод­ном положении из-за малых размеров горизонтальных рулей. Небольшое измене­ние веса в носу или корме вызывало дифферент. При малейшем уменьшении веса лодка стремилась всплыть, при малейшей перегрузке - погрузиться. Из-за этих свойств лодка заслужила у подводников недобрую славу...

В результате неправильных действий личного состава имели место несчаст­ные случаи, в том числе с человеческими жертвами, вызванные внезапным пере­мещением мин из-за плохой дифферентовки. В годы Второй мировой войны в Гер­мании были развернуты работы по соз­данию для субмарины «единого двигате­ля» для подводного и надводного хода.

Немецкий специалист по дви­гателям Гельмут Вальтер разработал те­пловую схему установки, горючим для которой была концентрированная - 80% - перекись водорода. Идею продолжили англичане. В конце 50-х го­дов прошлого века в Англии были постро­ены собственные подлодки «Эксплорер» и «Экскалибер» с парогазотурбинными установками.

Опытная эксплуата­ция сопровождалась мно­гочисленными пожарами и взрывами. Оценивая неудачный опыт эксплуата­ции этих обреченных кора­блей, один из английских подводников заметил: "Я думаю, что лучшее, что мы можем сделать с перекисью водорода, - за­интересовать этой пробле­мой потенциально­го противника".

И потенциальный про­тивник клюнул. В СССР назвали двигатель гибридным и воплотили его в малых подводных лодках проекта А615. Была построена большая серия - 30 субмарин, получившие про­звище «Зажигалки». В 1955-1957 годы с началом массового плавания таких подло­док произошел ряд аварий, связанных с пожарами и взрывами.

Лодки про­екта А615 имели очень существенный техниче­ский недостаток - применение жидкого кислорода... Никакие переоборудования лодок не устраняли недостатки, и в 1960-х годах работы все работы были прекращены.

А как на атомоходы?  

Атомная энергия в под­водном кораблестроении сняла многие проблемы, но не исключило беспер­спективного конструирования субмарин. Были случаи неудачного применения новых видов реакторов, например типа ЖМТ - жидкометалического теплоносителя.

Остается трудной задачей и создание прочных корпусов подводных лодок. До сих пор не полностю ясны причины ги­бели российской АПЛ «Комсомолец» 7 апреля 1989 года. Дело - в титане, из которого был сделан корпус подлодки.

Ведь титан и его сплавы - недостаточно опробованные - оказались материалами со сложным характером. У них есть склонность к трещенообразованию, лом­кость и прочее. А главное - титан хорошо горит в воде...

Сергей Солобозов

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное