Мореплавание везде и во все времена было сопряжено с опасностью. И сейчас ежегодно пучина поглощает сотни судов и уносит тысячи жизней. Но о катастрофах на поверхности морей и океанов написано уже достаточно много. Намного меньше известно об авариях на глубине - на подводных лодках.
Само назначение субмарин - ведение скрытной глубинной войны - уже исключает возможность широкого освещения их деятельности. Это дает возможность командованию Военно-морских сил не информировать общественность о неполадках, которые с подводными лодками, как и с любой техникой, конечно же, случаются.
Подробности же об авариях подлодок публикуются только на страницах специальной литературы, а то и вовсе присутствуют только в секретных докладах.
Тем не менее, известно, что причины подавляющего большинства аварий - это ошибки конструкторов-разработчиков, специалистов судостроительных заводов, и непосредственные действия командования и личного состава кораблей.
В начальный период субмарин, окончившийся в годы Первой мировой войны, был характерен поиск универсальных технических решений для приемлемого уровня эффективности и надёжности. На тогдашнем уровне развития науки и техники эти разработки осуществлялись методом проб и ошибок.
Достаточно опыта ещё ни у кого не было, он только набирался на практике. Понятно, что при этом было просто невозможно избежать катастроф.
Крупнейшая в истории подводного флота катастрофа произошла 31 января 1918 года, но известно о ней стало только в 1932 году. Долгое временя Британское адмиралтейство держало в строгом секрете сведения о гибели двух новейших подводных лодок серии «К» и повреждении трех таких же, да в придачу - ещё двух надводных кораблей. Всего погибло тогда 115 матросов и офицеров.
В самом разгаре - Первая мировая война. В связи с угрозой нападения немецких субмарин главные силы английского флота - Грэнд-Флит - вышли с главной базы в Розайте в темное время суток. Предусмотреть старались все детали, было полное затемнение, не светили даже кильватерные огни...
И не немецкие подлодки стали причиной катастрофы. Стечение различных обстоятельств, главное из них - человеческий фактор, - пишет капитан 1-го ранга в отставке, ветеран-подводник Вадим Кулинченко, - привело к тому, что всего за одну ночь английский флот без боевых действий лишился пяти однотипных лодок.
Тогда погибли К-4 и К-7, повреждены были К-6, К-14 и К-22. В 1915-1917 годах было построено всего 17 субмарин типа «К». 5 из них сразу погибли или вышли из строя в результате этой аварии. Ужасная роковая случайность... Но действительно ли это - случайность? Да и какая?
В 1915 году на заводских испытаний затонула, а затем была поднята и отремонтирована субмарина К-15. В январе 1917 года во время испытательного погружения в озере Гэрлох 32 человека погибли на К-13. Но сама лодка была поднята, восстановлена и затем введена в строй уже под более счастливым номером - К-22.
Однако в 1918 году она снова попала в аварию. И происшествия с этими подлодками можно перечислять и довольно долго... Обеспокоенное частыми происшествиями с серией «К», после восьми лет эксплуатации их вывели из состава флота.
В чистом итоге - на 17 построенных лодок за это время пришлось 18 аварий, 7 из них закончились гибелью кораблей и экипажей. Подобное нельзя объяснить случайностью. Объяснить это можно только тем, что в конструкции субмарин типа «К» были очень серьёзные недостатки, которые делали даже их небоевую эксплуатацию чрезвычайно опасной.
Модернизация последних трех лодок серии с изменением буквы «К» на «М» и «X» хорошего результата не принесла. Неудачи преследовали их так же, как и предшественниц. История лодок типа «К» - пример, как ошибочные проектно-конструкторские решения влияют на безопасность эксплуатации.
В 1925-1927 годах в Японии построили подводные лодки серии 1-121, специально оборудованные для минных постановок - подводные минные заградители.
Своеобразность конструкции таких лодок, - как рассказал японский офицер-подводник, - очень затрудняла управление. Надводный ход их был мал. Они плохо управлялись в подводном положении из-за малых размеров горизонтальных рулей. Небольшое изменение веса в носу или корме вызывало дифферент. При малейшем уменьшении веса лодка стремилась всплыть, при малейшей перегрузке - погрузиться. Из-за этих свойств лодка заслужила у подводников недобрую славу...
В результате неправильных действий личного состава имели место несчастные случаи, в том числе с человеческими жертвами, вызванные внезапным перемещением мин из-за плохой дифферентовки. В годы Второй мировой войны в Германии были развернуты работы по созданию для субмарины «единого двигателя» для подводного и надводного хода.
Немецкий специалист по двигателям Гельмут Вальтер разработал тепловую схему установки, горючим для которой была концентрированная - 80% - перекись водорода. Идею продолжили англичане. В конце 50-х годов прошлого века в Англии были построены собственные подлодки «Эксплорер» и «Экскалибер» с парогазотурбинными установками.
Опытная эксплуатация сопровождалась многочисленными пожарами и взрывами. Оценивая неудачный опыт эксплуатации этих обреченных кораблей, один из английских подводников заметил: "Я думаю, что лучшее, что мы можем сделать с перекисью водорода, - заинтересовать этой проблемой потенциального противника".
И потенциальный противник клюнул. В СССР назвали двигатель гибридным и воплотили его в малых подводных лодках проекта А615. Была построена большая серия - 30 субмарин, получившие прозвище «Зажигалки». В 1955-1957 годы с началом массового плавания таких подлодок произошел ряд аварий, связанных с пожарами и взрывами.
Лодки проекта А615 имели очень существенный технический недостаток - применение жидкого кислорода... Никакие переоборудования лодок не устраняли недостатки, и в 1960-х годах работы все работы были прекращены.
Атомная энергия в подводном кораблестроении сняла многие проблемы, но не исключило бесперспективного конструирования субмарин. Были случаи неудачного применения новых видов реакторов, например типа ЖМТ - жидкометалического теплоносителя.
Остается трудной задачей и создание прочных корпусов подводных лодок. До сих пор не полностю ясны причины гибели российской АПЛ «Комсомолец» 7 апреля 1989 года. Дело - в титане, из которого был сделан корпус подлодки.
Ведь титан и его сплавы - недостаточно опробованные - оказались материалами со сложным характером. У них есть склонность к трещенообразованию, ломкость и прочее. А главное - титан хорошо горит в воде...
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...