Зомби издавна были объектом восхищения: первые фильмы о зомби были сняты 50 лет назад, а разговоры о «зомби-апокалипсисе» популярны даже сегодня.
Но боязнь ходячих мертвецов не свойственна современному обществу, как показало недавнее археологическое открытие: изуродованные и сожженные кости по меньшей мере 17 человек были найдены захороненными в яме возле пустынной средневековой деревни Уаррам Перси, в Йоркшире, Англия.
Предполагается, что эти увечья были совершены на телах после их смерти из страха, что мертвые могут восстать и ходить среди живых.
В то время как деревня Уэррам Перси была раскопана в 1960-х годах, эти кости из могильника были только недавно полностью исследованы.
Радиоуглеродные датировки показали, что эти кости XI-XIII века, но не все они умерли одновременно.
Следы от лезвий, в основном от ножей, а не от мечей или топоров, были оставлены на туловище и голове во время или вскоре после смерти. Сжигание костей также произошло во время смерти, а некоторые люди могли быть обезглавлены. Исследователи утверждают, что двумя наиболее вероятными интерпретациями этих погребений являются либо каннибализм во время голода, либо действия по защите от восстания мертвецов.
Погребения в Уэрраме Перси напоминают историю Джеффри из Бертона: жизнь и чудеса св. Модвенны.
Двое мужчин убегают в близлежащую деревню Дракелоу в Дербишире и вскоре после этого умирают, а в следующую ночь поднимаются из могилы с гробами на спинах, терроризируя жителей деревни, которых находят мертвыми по утрам. Это продолжается ночь за ночью, пока большая часть деревни не убита. В отчаянии выжившие выкапывают трупы двух мужчин, вырывают и сжигают их сердца, отрезают им головы и помещают их между ног.
Эта история использовалась, чтобы предположить, что практика помещения отрубленных голов между ног англосаксонских и романо-британских захоронений была защитой от мертвецов.
Однако многие ученые в последнее время утверждают, что такого рода обезглавливание является более вероятным доказательством судебной казни. Тем не менее, присутствие как обезглавливания, так и сожженных костей в Уарраме Перси интригует: сжигание определенных частей тела или всего трупа, по-видимому, было гораздо более важным для уничтожения зомби 12-го века, чем обезглавливание. Кроме того, следы от лезвий, обнаруженные на некоторых ребрах в яме Уаррама Перси, могли быть связаны с попыткой удалить сердце для сжигания.
До Норманнского завоевания отчеты о возрожденных встречаются редко, но, похоже, они внезапно появляются в конце 11-го и 12-го веков - во времена самых ранних погребений в Уэрраме Перси.
История из «Чудес св. Модвенны» может проистекать из социальной напряженности из-за смены землевладения и господства при норманнском правлении. Сельские жители, которые убежали, умерли и воскресли из мертвых, покинули аббата Бертона, чтобы вступить в схватку с новым соседним нормандским лордом. Поскольку чудеса св. Модвенны были написаны монахом в аббатстве Бертон, история, в которой ссыльные постигли ужасную судьбу, а соседняя деревня была вынуждена молиться покровителю аббатства Бертон, св. Модвенне, была отличным способом продемонстрировать силу аббатства и его святого.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...