Вопрос о том, закодирована ли война в наших генах или возникла в результате развития цивилизации, давно захватывал любого, кто углублялся в историю общества.
Может ли готовность сражаться с соседними группами дать нашим предкам эволюционное преимущество?
В связи с бушующими конфликтами по всему миру эти вопросы имеют значение для понимания нашего прошлого и, возможно, нашего будущего.
У философов Просвещения Томаса Гоббса и Жан-Жака Руссо были разные мнения на этот счет. Гоббс считал, что в самые ранние дни человечества преобладали страх и война, тогда как Руссо думал, что без влияния цивилизации люди будут жить в мире и гармонии с природой.
Дискуссия продолжается и по сей день. Без машины времени исследователи, изучающие войну в прошлом, в значительной степени полагаются на археологию, приматологию и антропологию.
Ранее в этом году были опубликованы подробности одного из самых ярких примеров доисторического межгруппового насилия — 27 скелетов, в том числе детей, были найдены в Натаруке, недалеко от озера Туркана, Кения. Лезвия, вонзенные в кости, сломанные черепа и другие травмы продемонстрировали, что это была жестокая резня. Тела были оставлены незакрытыми около лагуны на бывшем западном берегу озера около 10 000 лет назад.
Доказательства войны становятся более четкими в археологических отчетах после начала сельскохозяйственной революции около 10 000 лет назад, когда человечество перешло от охоты и собирательства к сельскому хозяйству. Война, возможно, существовала и до того, но причины смерти чрезвычайно трудно установить по более древним скелетам. Это означает, что на данный момент археология не достигла максимума возможностей.
Антропологи, чьи знания о "традиционных" обществах могли дать подсказки о том, как вели себя наши предки, также приняли участие в дебатах Гоббса и Руссо.
Исследование Маргарет Мид островитян Самоа привело ее к выводу, что " война — это всего лишь выдумка", которой не было до цивилизации, а Наполеон Шаньон сообщил, что среди венесуэльских яномамо боевые действия и набеги на вражеские деревни были обычным явлением.
Оба были подвергнуты критике: Мид за то, что он упустил из виду широко распространенные доказательства насилия в Самоа, и Шагнон за то, что неуместно использовал общество мелких фермеров в качестве представителей доисторических охотников-собирателей .
Конечно, любое традиционное общество, которое антропологи выбирают для изучения, все еще подвергалось воздействию извне. И они сильно отличаются друг от друга, не в последнюю очередь и их участие в войне. Но ранние отчеты предполагают, что смертельная агрессия действительно существовала между некоторыми группами охотников-собирателей до их контакта с другими обществами.
Трудно сказать, что древние люди были свободны от межгрупповой агрессии. Военный историк Азар Гат и эволюционный психолог Стивен Пинкер, среди прочих, утверждают, что война существовала до сельскохозяйственной революции. Пинкер также утверждает, что насилие в целом уменьшилось за столетия. В это может быть трудно поверить, учитывая мрачные заголовки новостей, но такой взгляд на историю по крайней мере наводит на мысль о надежде на более мирное будущее.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...