Молодой Александр увлекался чтением и обучением. Его любимая книга «Иллиада» Гомера была для него особенно важна, более того, это был «путеводитель по военному искусству».
Было нелегко найти книги в изолированных регионах Азии, поэтому Александр приказал отправить ему книги Софокла, Эсхила и нескольких трагедий Еврипида.
Изначально Александр очень уважал Аристотеля, которого он любил не меньше, чем своего отца. Позже, однако, он относился к Аристотелю с некоторым подозрением, недостаточным для того, чтобы захотеть причинить ему вред, но тот факт, что его знакомство с ним не имело прежней интенсивности и тепла, указывало на разрыв в их отношениях.
Аристотель учил Александра считать гедонистическую жизнь совершенно бесполезной. Это должно было иметь сильную привлекательность для Александра, который обладал высокоразвитым самоконтролем и самоотречением (по крайней мере, на ранних этапах его карьеры). Он ел очень мало и раздавал много своим воинам, оставляя малую часть пищи себе. Поэтому в начале своего правления Александр следовал учению своего учителя и боролся против гедонизма.
Интеллектуальные достижения Александра
Александр проявил большой интерес к медицине и биологии - еще двум любимым предметам Аристотеля. По словам Плутарха, он всю свою жизнь «не только увлекался теорией медицины, но и помогал своим друзьям, когда они болели, и назначал им определенные методы лечения и схемы».
Александр имел большое научное любопытство и уважение к науке. Когда он начал свое азиатское вторжение, то взял с собой зоологов, ботаников и других научных экспертов, которые впоследствии внесли важный материал для науки.
Он читал и обсуждал стихи, особенно Гомера; также царь преподавал основы геометрии, астрономии и риторики, а также интересовался философией, медициной и естественными науками.
Политические взгляды молодого завоевателя
Трудно установить, в какой степени философские взгляды Аристотеля сформировали образ мышления молодого Александра. Скорее всего, было очень мало вещей, с которыми оба согласились бы. Политические взгляды Аристотеля были основаны на устаревшей концепции греческого города-государства того времени. Идея маленького города-государства не могла нравиться Македонскому, который хотел построить большую централизованную империю. Александру также пришлось скептически отнестись к аристотелевскому принципу обращения с "негреками" как с рабами, потому что он мечтал о создании империи, основанной на плодотворном партнерском сотрудничестве между победителями и проигравшими.
В своей книге «Александр Великий» Питер Грин пишет, что если Александр перенял часть этики своего наставника, он не согласится с его учением о государстве.
Аристотель верил в разделение людей на греков и варваров. Эти взгляды отражены в его стремлении обрести славу за счет народов, стоящих ниже греков. Рабство было для него чем-то совершенно естественным. Согласно учению Аристотеля, Александр хотел стать греческим вождем и деспотом для варваров. Он презирал афинскую демократию, будучи убежденным в превосходстве своей семьи над всеми другими людьми и нациями.
Три года, проведенные с Аристотелем, сыграли важную роль в жизни Александра и оставили на его судьбе неизгладимый след. Как только его образование было завершено, Александр остался один. Эти два выдающихся ума встречались после этого лишь изредка, если вообще встречались.
Фото: meetup.com
Читайте также:
В Македонии обнаружили гробницу времен Христа
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...