21 января 1968 года самолет с термоядерными бомбами упал на замерзший морской лед западной Гренландии. Огромный Stratofortress B-52G совершил аварийную посадку возле авиабазы Thule. В этом ледяном районе мира она была построена как защитная мера на случай внезапного нападения США на Советский Союз.
Миссия началась в штатном режиме для ВВС США, капитана Джона Хога и его экипажа. Массивный самолет взлетел с авиабазы Платтсбург в северной части штата Нью-Йорк. Хог и его команда тренировались вместе несколько раз. На борту был дополнительный пилот, чтобы дать основной команде возможность отдохнуть во время их 24-часовой миссии. ВВС начали операцию «Хромедом» в 1961 году, их подавляющее большинство прошло без инцидентов.
Через пять часов Хог приказал своему второму пилоту немного поспать, пока дополнительный пилот пришел на дежурство. Неприятности начались через несколько минут. Температура в салоне стала слишком низкой. Экипаж включил нагреватели в самолете. Потом они почувствовали запах дыма, и вспыхнул небольшой пожар.
Читайте также: Российский самолет задержали на Кипре из-за угрозы взрыва
Хог приказал команде надеть кислородные маски. Он связался по воздуху с авиабазой Туле (Thule) и попросил разрешения организовать аварийную посадку. Самолет находился примерно в 140 км к югу от базы. Экипаж исчерпал все бортовые огнетушители, а дым продолжал заполнять кабину. Капитан был в состоянии определить, что самолет был над землей, и он мог видеть огни Туле. Члены экипажа - шесть человек - получили при катапультировании травмы различной степени тяжести. Самолет оставался в воздухе еще 12 км, прежде чем упасть в морской лед. Аварийные бригады спасли выживших от чрезвычайно низких температур, которые достигали 30 градусов по Цельсию.
Огонь от крушения был замечен за много километров. Проблема заключалась в том, что поисковые бригады не могли найти четыре ядерные бомбы на борту. Это были не бомбы типа тех, что сбросили на Хиросиму. Весь полезный груз четырех водородных бомб был примерно в 239 раз мощнее.
Что еще хуже, температура в ту ночь понизилась до минус 60 градусов. В месте крушения обнажилась вода под морским льдом, и была велика вероятность, что четыре водородные бомбы опустились на дно океана. Уровни радиации на месте крушения резко возросли. 28 января, через неделю после катастрофы, военные сообщили, что они обнаружили части всех четырех бомб.
Читайте также: На пути российских военных в Сирии взорвалась мина
Авария могла быть и хуже. Чрезвычайно горячий огонь из реактивного топлива мог вызвать взрыв бомб. Это была удача, что B-52 врезался в лед, покрывающий море, а не землю. Военные забрали радиоактивный материал, несмотря на погоду.
Споры начались вскоре после инцидента и продолжались почти 50 лет. Датское правительство, во владениях которых находится Гренландия, категорически запретило ядерные материалы на острове, когда оно подписало соглашение с Соединенными Штатами, в первую очередь, о существовании авиабазы Туле (Thule). Дания была в ярости.
Эту ядерную аварию и международный инцидент можно было полностью избежать. Причиной пожара на борту B-52 было то, что экипаж сложил четыре подушки из пенопласта на верхней части вентиляционного отверстия. Вентиляционное отверстие находилось в задней части самолета в отсеке экипажа под сидением инструктора-штурмана.
Страшно подумать, что четыре подушки из поролона могли спровоцировать Армагеддон, который положил бы конец цивилизации, какой мы ее знаем.
Фото: m.lenta.ru
Читайте также: В Австралии сорвали заговор террористов
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...