Одна из многих трагедий, которые развились из-за Исламского Государства (ИГИЛ), является разрушение древних археологических памятников, сооружений. Быстрое и ужасающее продвижение ИГИЛ оказалось роковым для бесценного наследия.
Они свергли бесценные статуи в музее Мосула на севере Ирака. Они использовали кувалды и электроинструменты, чтобы повредить гигантские статуи крылатых быков в Ниневии на окраине Мосула. В Нимруде они взорвали взрывчатку, уничтожив останки древнего города. Они использовали штурмовые винтовки, чтобы уничтожить бесценную резьбу в Хатре; и в Пальмире, в Сирии, они взорвали храмы 2000-летней давности, посвященные языческим богам Баалу Шамину и Белу.
Трудно интерпретировать беспрецедентный масштаб этого разрушения наследия. Мировые СМИ и политики склонны считать эти события случайными жертвами бессмысленного террора или проявлением безудержного варварства.
Генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Ирина Бокова, например, отреагировала на разрушение Нимруда, заявив, что такие нападения были подкреплены «пропагандой и ненавистью». По ее словам, «нет абсолютно никаких политических или религиозных оснований для уничтожения культурного наследия человечества».
Тем не менее, в статье, опубликованной недавно в Международном журнале исследований наследия, говорится, что акты уничтожения наследия, предпринятые ИГ, представляют собой нечто большее, чем просто пропагандистские акции, лишенные политического или религиозного мотива.
Ученые проанализировали два ключевых СМИ ИГ: Dabiq, их периодический онлайн-журнал, который является отчасти манифестом, отчасти призывом к оружию; и различные пропагандистские фильмы, выпущенные Аль-Хаятом.
Исследователи обнаружили, что разрушение наследия, вызванное ИГ, было не только преднамеренным и тщательно продуманным, но и подкреплено двумя конкретными и четко сформулированными причинами.
Во-первых, ИГ ссылаются на религию, чтобы оправдать свое иконоборчество. Например, фильм «Аль-Хаят», документирующий разрушение в музее Мосула и в Ниневии, начинается следующими словами:
О, мусульмане, останки, которые вы видите позади меня, являются идолами народов предыдущих веков, которым поклонялись вместо Аллаха. Ассирийцы, аккадцы и другие взяли для себя богов дождя, сельского хозяйства и войны и поклонялись им вместе с Аллахом и пытались умиротворить их всевозможными жертвами ... Поскольку Аллах повелел нам разбить и уничтожить эти статуи, идолам так и осталось, нам легко подчиняться, и нам все равно, [что люди думают], даже если они стоят миллиарды долларов.
Во-вторых, ИГ часто ссылаются на ключевых исторических деятелей, чтобы оправдать их иконоборчество. К ним относятся разрушение идолов пророком Авраамом и иконоборчество пророка Мухаммеда в Каабе, центральной части мечети Мекки.
В фильме «Аль-Хаят», в котором описывается разрушение в музее Мосула и в Ниневии, один из боевиков заявляет:
Подобное уважение также уделяется всему журналу Dabiq другим, более современным моментам иконоборчества, совершаемым исламскими фундаменталистами. К ним относятся уничтожение неисчислимого количества объектов наследия сектой ваххабитов на Аравийском полуострове с середины 18-го века; уничтожение Мечети Аль-Каиды в Ираке в 2006 году.
Фото: ippo.ru
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...