Помимо того, как сражаться и побеждать, наставники гладиаторов обучали их тому, что называлось "людус" — искусству встречать смерть. Это, прежде всего, означало принятие верной позы и установление зрительного контакта с толпой или властителями, когда они решали, жить или умереть поверженному гладиатору. Перед тем, как нанести повергнутому противнику последний удар, победитель замирал, осматривая толпу и устроителей поединка, ожидая от них сигнала. В этот краткий миг все взоры обращались на поверженного гладиатора, и если тот выглядел испуганным, страдающим от боли или выказывающим другие признаки слабости, участь его была незавидной. Если же он взирал на победителя с вызовом, неморгающим взором, то его могли счесть отважным и помиловать. Помимо вызывающего взгляда, ожидалось, что проигравший гладиатор будет держать свою голову так, как будто приветствует меч. При выполнении всех этих требований бесстрашный, пусть и потерпевший поражение боец мог уйти живым с арены и, по выздоровлении, развлечь толпу еще в нескольких схватках.
Далеко не все мужчины считали, что сражение на арене будет лучшим выбором. Известно много случаев в истории Древнего Рима, когда пленники отказывались выходить на арену и развлекать римлян, а предпочитали сами завершить свою жизнь. Так, известный политик четвертого века до нашей эры, Симмахий, однажды организовал сражение двадцати гладиаторов. Но когда те вышли на песок, то вместо битвы быстро убили друг друга. Последний сам бросился на свой меч. Массовое самоубийство лишило римлян развлечения, оставило их недовольными и не самым лучшим образом сказалось на карьере Симмахия. Также известен случай, когда военнопленный, которого уже везли на арену, покончил с собой, поместив голову в колесо телеги и сломав себе шею. В другом случае гладиатор, ожидавший своей очереди идти на арену, засунул себе в горло палку, использовавшуюся для наказаний, и задохнулся.
Нередко, когда раненый гладиатор падал на арену, можно было увидеть, как кто-нибудь бросается к нему, приникает губами к кровоточащей ране и пьет кровь, подобно вампиру. Объяснение этого достаточно простое: кровопийца был эпилептиком, считалось, что кровь, выпитая прямо из раны гладиатора, может излечить его от недуга. Если же внутренности гладиатора оказывались на песке, то толпа могла устремиться для того, чтобы заполучить кусочек его печени. Она затем продавалась страдающим от эпилепсии, так как считалось,
что прием последовательно девяти небольших кусочков печени гладиатора поможет избавиться от болезни.
После окончания сражений на арене то, как именно повел себя в бою гладиатор, определяло судьбу его мертвого тела. Героические гладиаторы, которые храбро сражались и достаточно развлекли толпу, обычно подвергались кремированию. После этого пепел гладиатора хоронили вместе со всем, что у него могло быть. В некоторых местах Римской Империи гладиаторов хоронили на специально для них устроенных кладбищах. Гладиаторы, которые плохо показали себя на арене, если тела их никто не забирал, могли быть сброшены в сточные ямы или реку и оставлены гнить. Это считалось оскорблением умерших, ведь римляне верили, что душа не найдет покоя, если земля не скроет под собой останки.
Фото: fineartamerica.com
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...