Безумный король посылает своих агентов для того, чтобы похитить Папу Римского, разграбить его дворец и заставить его с позором уйти в отставку по сфабрикованным обвинениям. Этот сюжет выглядит достаточно эффектным для исторического боевика. Но все эти события имели место в реальности. Дело было в 1303 году, а участниками событий были французский король Филипп IV и Папа Римский Бонифаций VIII.
Конфликт обозначил себе соперничество двух самых влиятельных людей того времени и не закончился смертью Бонифация VIII. Французский король старательно разрушал репутацию этого Папы Римского и даже его останки.
Филипп, родившийся в 1268 году, был прозван Филиппом Красивым за весьма миловидное лицо. При этом, согласно множеству различных источников, он был безжалостным и жадным и пребывал в уверенности, что право на трон дано ему высшими силами.
Папа Бонифаций VIII, урожденный Бенедетто Каэтани (или Гаэтани), появился на свет в знатной итальянской семье в 1235 году. Изучавший юриспруденцию, он в 1281 году стал кардиналом, а в 1294 году был избран Папой Римским. Подобно многим своим предшественникам, он считал свою власть превосходящей власть королей. Современники оставили о нем отзывы как о человеке своевольном, мстительном и использовавшем свое высокое положение для обогащения как личного, так и своей семьи. Некоторые его враги осмеливались говорить, что он убил предыдущего Папу, Целестина V, вогнав в его голову гвоздь. Это было поставлено под сомнение судебно-медицинской экспертизой 2013 года.
Наличие двух подобных лидеров в Европе не могло не привести к конфликту между ними.
Все началось в 1296 году, когда Бонифаций издал указ, запрещающий королям собирать налог со священнослужителей без его позволения. Филипп, отчаянно нуждавшийся в деньгах, считал налогообложение своим законным правом. Чтобы противодействовать Папе Римскому, он издал запрет на вывоз золота, серебра и ценностей без его позволения. Это лишило Папу Римского пожертвований от французских католиков.
В 1301 году Филипп по ложному обвинению арестовал французского епископа, приближенного к Бонифацию. Папа Римский в ответ выпустил
буллу, требуя освободить епископа, утверждая свою власть выше принадлежащей Филиппу и угрожая королю карой.
В 1303 году Филипп созвал Генеральное собрание, чтобы подтвердить его слова о том, что Бонифаций не является законным Папой и должен быть отстранен. Доказательством был невероятной длины список обвинений против Бонифация, в который входили ересь, богохульство, содомия, колдовство и несоблюдение постных дней.
Бонифаций же готов был использовать самую решительную кару, имевшуюся в его распоряжении, и публично отлучить Филиппа от церкви. Было подготовлено заявление, которое должно было быть оглашено 8 сентября. Но за день до этого враги Бонифация нанесли удар.
Еще летом Филипп устал от перепалки и решил, что настало время действий. Их он поручил своему советнику Вильяму де Ногарету.
Де Ногарет имел в союзниках Скарру, мужчину из влиятельной римской семьи, чьи земли были конфискованы Папой. Собрав войско, насчитывавшее нескольких сотен солдат, де Ногарет задумал похитить Бонифация и привезти его во Францию, где Папа Римский должен был предстать перед судом за свои преступления. Скарра хотел просто убить Бонифация.
В сентябре 1303 года они прибыли в город Ананьи, находящийся на вершине холма, примерно в 60 километрах от Рима, где тогда находился Папа. Не встречая сопротивления, они вошли в город благодаря помощи предателей. Все кардиналы, кроме двух, оставили Бонифация, но он смог договориться с нападавшими о девятичасовом перемирии, полагая, что жители города придут на помощь. Этого не случилось, и тогда Папе был представлен список требований, первым среди которых значился отказ от папства. Бонифаций не пошел на поводу у своих врагов. Де Ногарет заявил о том, что намерен доставить его в Лион. При этом он помешал Скарре убить Бонифация. В спорах о том, что делать с Папой, они провели три дня. За это время горожане все же решили, что им следует отбить Папу, и французам пришлось бежать. Прибывшие из Рима рыцари отвезли Бонифация в Ватикан. Но трехдневное заточение подорвало и без того слабое здоровье понтифика. Через месяц он скончался.
Даже после его смерти Филипп настаивал на проведении суда. Он также хотел, чтобы останки Бонифация VIII были эксгумированы и сожжены.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...