Императора Иоанна VI Антоновича, свергнутого будущей государыней Елизаветой Петровной в ходе дворцового переворота, часто сравнивают со знаменитым французским узником. Сверхсекретный заключенный Бастилии, согласно легендам, наследник королевского трона, был обречен всю жизнь носить железную маску, закрывавшую его лицо.
Иоанну Антоновичу было дозволено оставаться в тюрьме с открытым лицом, но судьба его столь трагична, что несчастного юношу называют "русской Железной маской".
Двухмесячный Иоанн VI наследовал трон осенью 1740-го, после смерти своей двоюродной бабки Анны Иоанновны. Законных детей у императрицы не было, и власть она передала по мужской линии: правнуку своего отца, царя Иоанна V.
Но сначала бразды правления захватила мать младенца, Анна Леопольдовна, свергнув законного регента Эрнста Бирона, а спустя год незаконнорожденная дочь Петра I Елизавета свергла и саму регентшу-мать, оправив ее с детьми и мужем в ссылку, где все, кроме Иоанна Антоновича, и нашли свой конец.
Малолетнего императора содержали в Холмогорах тайно от семьи, без возможности получить подобающее его статусу воспитание и образование, а его имя старательно стирали из людской памяти, подвергая пыткам даже тех, кто посмел расплатиться монетой с его изображением, кои было предписано сдать в переплавку.
Подросшего узника в 1756 году перевели в Шлиссельбургскую крепость, где он и находился вплоть до очередного захвата власти — уже будущей императрицей Екатериной II.
Через два года, на рубеже своих 24 лет, законный император погиб: согласно тайной инструкции, он был заколот при попытке его освобождения. Не исключено, что бегство заключенного было подстроено новой императрицей, чувствующей шаткость своего положения.
В нижегородском архиве были обнаружены копии монастырских документов XVIII века, где говорится о странном молодом человеке, что какое-то время содержался под стражей в Вознесенском Печерском мужском монастыре.
Имя узника не упоминается, но детали его содержания позволяют предположить, что это мог быть Иоанн Антонович. Интересно, что похожие рассказы сохранили и другие монастыри, и краеведы высказывают мысль, что в елизаветинские времена заключенного могли перевозить с места на место, размещая в особых монастырях. Так, нижегородский монастырь был одной из опекаемых династией Романовых обителей: цари вкладывали деньги в его строительство и содержание, посещали его, заказывали в нем службы.
Несмотря на нахождение в монастыре, условия заточения предполагаемого императора были жестокими.
Молодой человек содержался в полной изоляции от людей, и ему строгим образом запрещалось разговаривать. При попытках что-то сказать, было предписано вставлять ему в рот кляп, а если он успевал что-то произнести, слова записывали и пересылали напрямую руководителю тайной канцелярии.
Единственное послабление заключалось в том, что узник получал еду с монастырского стола, а не общую для прочих заключенных тюремную баланду.
Версия о заточении в монастыре несчастного Иоанна Антоновича столь популярна у жителей города, что бронзовый бюст, запечатлевший его молодой облик, можно увидеть на пути в обитель.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...