В нашем веке кареты с лошадьми давно стали анахронизмом, а по улицам перемещаются уже не только бензиновые, но и электрические автомобили. Почему же до сих пор главным мерилом мощности их моторов остаются «лошадиные силы»?
Звучит, конечно неплохо и привычно, но почему именно так мы измеряем мощность? Лошади-то остались в прошлом, в чем же дело?
Из всех старинных вариантов измерения величин до нас дотянули не так и много. К примеру, расстояние в локтях и верстах, а также яркость лампочки в сравнении со свечами мы давно не измеряем. Но «лошадиная сила» по-прежнему остается с нами, причем известна эта величина с XVIII века.
Примерно в этот временной промежуток человечество доросло до парового двигателя. Его тут же начали применять во многих отраслях народного хозяйства и промышленности: новинка неплохо экономила человекочасы. Тогда же имел счастье жить шотландский ученый Джеймс Ватт. И однажды ему довелось работать над увеличением эффективности машины, которая выкачивала воду из шахт.
Ученый успешно справился с задачей, причем смог увеличить мощность двигателя машины в 5 раз. Эффективность откачки воды возросла, а итоговый вариант машины Ватта стал одним из толчков к промышленной революции.
Логично, что успешное изобретение можно было хорошо продавать. И тут Ватт столкнулся с проблемой: как показать, что его машина эффективнее, чем остальные (и тем более - чем лошади)? Многим промышленникам все еще было проще покупать лошадей и нанимать рабочих, чем возиться с дорогостоящими новинками.
Ученый нашел выход - он стал заключать договора, по которым ему причиталась часть средств, сэкономленных от использования его новинки. А чтобы всем заказчикам было удобно считать эту экономию, он провел эксперимент: посчитал, сколько нужно лошадей, чтобы заменить его машину. Тогда-то он и придумал взять силу лошади за базис для расчета мощности, а назвал новую единицу просто - Ватт. К примеру, сила одной лошади вышла равной 746 ваттам.
Таким образом, мы сегодня измеряем мощность в Ваттах, однако «лошадиные силы» для многих людей гораздо проще для понимания, поэтому и прижились на столь долгий срок. К примеру, мощность мотора одной из вариаций ВАЗ 21081 составляет 40 кВт или 54 лошадиные силы (40 000 / 746 ~ 53,6). Так что работа и жизнь Джеймса Ватта были более чем успешны - помнят его и по сей день. К примеру, в 2009 году английский банк выпустил мемориальную купюру с его изображением, и найти ее в обращении можно и сегодня.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...