Укиё-э: искусство изменчивого мира

14 февраля 2019 14:29

Японское название гравюр "укиё-э" дословно переводится как "картины плывущего мира". Термин был заимствован из буддизма — он обозначал мимолетность и изменчивость бытия.

Как и само буддийское учение, техника печати гравюр проникла в Японию из Китая, и уже с VIII века получила известность как направление японского искусства.

Первоначально оно использовалось в монастырях и служило исключительно духовным целям. Так монахи иллюстрировали священные тексты.

Но со временем внимание творцов "укиё-э" переключилось на более прозаические темы — тогда и случился расцвет этого искусства, а потом и настоящий бум производства гравюр.

Когда они стали известны западному миру?

Повальное увлечение японской гравюрой охватило Европу в середине XIX века.

Заслуга в том принадлежит шедеврам Кацусики Хокусая. Оригиналами из "Тридцати шести видов Фудзи" украшали стены гостиных, а "Большая волна в Канагаве" стала обложкой симфонии Дебюсси.

Работами японских мастеров восхищались и вдохновлялись, их пытались копировать и пытались понять.

Искусство и философия "укиё-э" повлияли на импрессионистов, а гений Ван Гог использовал мотивы и приемы японских гравюр в собственных картинах.

Впрочем, влияния запада и востока были взаимными и полезными для всех.

Художники "укиё-э" взяли у западных коллег правила построения перспективы и сделали их частью собственного мастерства.

Как создается японская гравюра?

Техника печати картин с деревянных брусков называется ксилография.

Художник делает контурный рисунок тушью на прозрачной бумаге. Потом за работу берется резчик по дереву — от него зависит качество гравюры.

Чаще это группа резчиков, ведь для каждого из цветов потребуется отдельная доска. Существует и специализация резчиков с учетом их мастерства. Самой сложной считается проработка мелких деталей и прически персонажа — здесь будет тщательно "выписан" каждый волосок.

Когда готовы все доски, в дело вступает мастер печати. Это тоже художник — он работает с красками и вместе с автором подбирает нужные оттенки. А затем делает оттиски на влажную рисовую бумагу.

Разные цвета наносятся отдельно — так и оживает замысел художника.

Что сделало гравюры популярными в самой Японии?

Налаженное производство позволяло артелям тиражировать картины, и сделало их доступными по цене. Ведь произведения живописцев всегда стоили дороже.

Но важно было и качество — над гравюрами трудились настоящие мастера своего дела, а имена художников сияли звездами. Найденные ими образы находили отклик в сердцах.

Какая тематика характерна для этого направления?

Успех завоевали серии с красивыми видами и бытовыми сюжетами: пейзажи, архитектура, столичные улицы и нарядные горожане.

Ценились и картины с изображениями птиц, рыб и цветов, сцены с влюбленными.

Позже гравюры стали использовать в качестве престижной рекламы.

Так появились серии с актерами театра кабуки и знаменитые "картины красавиц". Этой рекламой пользовались куртизанки, гейши и девушки из чайных домиков.

Возник и жанр поздравительных открыток — заказы состоятельных семей по случаю значимых событий.

Со временем эти сюжеты и стали ассоциироваться в сознании самих японцев с понятием "укиё-э"… картины изменчивого мира.

Еще по теме:

Период Мэйдзи в истории Японии

Десять удивительных фактов о Японии

Запрет на бриллианты: что не так с японскими принцессами 

Дина Кирсанова

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное