Японское название гравюр "укиё-э" дословно переводится как "картины плывущего мира". Термин был заимствован из буддизма — он обозначал мимолетность и изменчивость бытия.
Как и само буддийское учение, техника печати гравюр проникла в Японию из Китая, и уже с VIII века получила известность как направление японского искусства.
Первоначально оно использовалось в монастырях и служило исключительно духовным целям. Так монахи иллюстрировали священные тексты.
Но со временем внимание творцов "укиё-э" переключилось на более прозаические темы — тогда и случился расцвет этого искусства, а потом и настоящий бум производства гравюр.
Когда они стали известны западному миру?
Повальное увлечение японской гравюрой охватило Европу в середине XIX века.
Заслуга в том принадлежит шедеврам Кацусики Хокусая. Оригиналами из "Тридцати шести видов Фудзи" украшали стены гостиных, а "Большая волна в Канагаве" стала обложкой симфонии Дебюсси.
Работами японских мастеров восхищались и вдохновлялись, их пытались копировать и пытались понять.
Искусство и философия "укиё-э" повлияли на импрессионистов, а гений Ван Гог использовал мотивы и приемы японских гравюр в собственных картинах.
Впрочем, влияния запада и востока были взаимными и полезными для всех.
Художники "укиё-э" взяли у западных коллег правила построения перспективы и сделали их частью собственного мастерства.
Как создается японская гравюра?
Техника печати картин с деревянных брусков называется ксилография.
Художник делает контурный рисунок тушью на прозрачной бумаге. Потом за работу берется резчик по дереву — от него зависит качество гравюры.
Чаще это группа резчиков, ведь для каждого из цветов потребуется отдельная доска. Существует и специализация резчиков с учетом их мастерства. Самой сложной считается проработка мелких деталей и прически персонажа — здесь будет тщательно "выписан" каждый волосок.
Когда готовы все доски, в дело вступает мастер печати. Это тоже художник — он работает с красками и вместе с автором подбирает нужные оттенки. А затем делает оттиски на влажную рисовую бумагу.
Разные цвета наносятся отдельно — так и оживает замысел художника.
Что сделало гравюры популярными в самой Японии?
Налаженное производство позволяло артелям тиражировать картины, и сделало их доступными по цене. Ведь произведения живописцев всегда стоили дороже.
Но важно было и качество — над гравюрами трудились настоящие мастера своего дела, а имена художников сияли звездами. Найденные ими образы находили отклик в сердцах.
Какая тематика характерна для этого направления?
Успех завоевали серии с красивыми видами и бытовыми сюжетами: пейзажи, архитектура, столичные улицы и нарядные горожане.
Ценились и картины с изображениями птиц, рыб и цветов, сцены с влюбленными.
Позже гравюры стали использовать в качестве престижной рекламы.
Так появились серии с актерами театра кабуки и знаменитые "картины красавиц". Этой рекламой пользовались куртизанки, гейши и девушки из чайных домиков.
Возник и жанр поздравительных открыток — заказы состоятельных семей по случаю значимых событий.
Со временем эти сюжеты и стали ассоциироваться в сознании самих японцев с понятием "укиё-э"… картины изменчивого мира.
Еще по теме:
Период Мэйдзи в истории Японии
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...