Само понятие "вор в законе", появилось во второй половине тридцатых годов. Этому послужила созданная в то время система исправительно-трудовых лагерей. Многие исследователи утверждают, что причиной расцвета "воров в законе" стало уголовное прошлое самого Сталина. Якобы, возглавив правительство, он не отказался от своего преступного прошлого. И с его лёгкой руки воровское общество превратилось в настоящую социальную прослойку.
Историки твердо настаивают на фактах, которые говорят, что именно при Сталине воры превратились в настоящую касту. А родиной воровского движения была родина вождя — Грузия. По некоторым данным, к сороковым годам в СССР насчитывалось около десяти тысяч "воров в законе", а уже к пятидесятым их стало более пятидесяти тысяч.
Скорее всего, эта тенденция началась сразу после революции. Преступное сообщество хотело отделится от политических преступников и при этом не потерять статус. Но в целом воровская община старалась показать, что не выступает против существующего режима. Соответственно режим не сильно давил на уголовную среду.
Многие преступники царской России с симпатией относились к новой власти. Из ее среды вышло много известных политических деятелей. Сам Сталин был ее элементом. Не стоит забывать, что революционная касса в том числе пополнялась преступным путем.
В двадцатые годы резко упали цены на зерно и молодой стране надо было искать новые ресурсы для пополнения бюджета. Этим ресурсом стал лес, который было легко валить с помощью уголовников. В битком набитых лагерях стала выстраиваться внутренняя, кастовая система, которая должна была управляться не только извне, но и внутри.
Таким рычагом внутреннего управления и стали воры, которые трансформировались в настоящую элитную касту со своими законами и понятиями. Считается, что воры не охотно сотрудничали с властями, но это не так. Шел постоянный обмен информацией, и воры зачастую принимали условия представителей власти и соответственно навязывали свои условия.
В тридцатых годах НКВД стало активно работать с воровской средой, налаживая систему управления и контроля внутри лагерей за политическими заключенными. Сама структура воровского сообщества напоминала структуру обычного государственного аппарата. Соответственно, власть наделяла воров особыми полномочиями и давала определенные свободы. Воровское сообщество представляло из себя копию государства. Тут была система управления денежными потоками — "общак", у всех были свои роли и должности, а "вор в законе" получал неограниченную власть. Такой человек в лагере становился олицетворением гарантии справедливости и порядка. Соответственно, в его сферу входило и наказание неугодных. Часто это была обычная казнь.
Даже само действие, когда вор становился "вором в законе" имело поэтическое название — "коронование" и напоминало закрытое собрание партийной ячейки. Для того чтобы получить статус "вора в законе", следовало привести рекомендации двух заслуженных воров, иметь стаж отсидки, регулярно посещать воровские сходки, не нарушать воровских законов и жить по понятиям.
Воровская лагерная элита пользовалась покровительством администрации лагеря. На многое закрывались глаза и позволялись различные послабления. Именно на лагерную элиту опиралось НКВД в оказании серьезного давления на политических заключенных, которые, как враги народа, считались низшей лагерной кастой.
Нередко, в лагерях происходили серьезные разборки и убийства. Многие из которых являлись заказами от власти. Как правило, таким способом убирались неугодные, которые по каким-то причинам не получали расстрельные приговоры. В лагерях сидели люди на совести которых были десятки убийств, а власть смотрела на это сквозь пальцы.
Нередко администрация использовала уголовников в получении нужных признательных показаний. Случалось, что так поступали с женщинами. После чудовищных групповых изнасилований жертва зачастую совершали самоубийство. Во время Великой Отечественной Войны среди уголовников было множество дезертиров, но были и те кто храбро сражался. Одни сражались за родину, другие хотели смыть кровью судимость и получить освобождение. Но была и та часть, кто отказывался воевать.
Сразу после войны, новая война началась в воровской среде. "Воры в законе" разделились на два лагеря. Первые отказались сотрудничать с властями и защищать родину, вторые, так называемые "суки", пошли на фронт и тем самым нарушили воровской закон. Этот период получил название "сучьи войны".
Примерно с 1948 года в лагерях развернулась настоящая резня. Власти спокойно наблюдали за сокращением уголовников и не вступали в противоборство. Более того, часто сама администрация поощряла кровавые бойни, где гибли десятки и сотни заключенных.
Иногда власти лагерей принимали чудовищные решения. Например, в одном лагере была сформирована специальная бригада, состоящая из больных сифилисом. Воров, отказавшихся встать на сторону "ссученных", отлавливали и насиловали, заражая страшной болезнью.
Изучая архивы, многие историки утверждают, что количество смертей во время "сучьих войн" было примерно таким же, как и во время репрессий 36-38 года. Воры всерьез опасались за выживание вида и приняли решение изменить воровской закон. Теперь вор мог работать в лагере бригадиром или парикмахером.
По воспоминаниям сотрудников лагерей, поощрение "сучьих войн" было единственным действенным способом уничтожить это страшное явление. Часто воры сами начинали кровавые расправы, но не редко сама администрация прикладывала к этому руку, создавая ситуации, когда ворам приходилось брать в руки заточку.
Что касается Сталина, то конечно он не поощрял уголовников. Просто реалии того времени диктовали определенные условия. Кто знает, возможно именно такие решения и действия были наиболее целесообразным тому времени. Но можно однозначно сказать, что лично Сталин ничего не придумывал относительно воровского сообщества.
Еще по теме:
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...