Популярные в прежние века балы были жестко регламентированы, отступление от норм считалось неприличным и даже могло стать поводом для дуэли.
Существовала и негласная иерархия строгости бального этикета — по мере удаленности от очей императора. Вольностью славились семейные и провинциальные балы, а придворные мероприятия в Санкт-Петербурге на повес навевали скуку, и те ехали в Москву — погулять от души.
Расписано было все: от головного убора до произносимых слов.
Замужним дамам было предписано появляться на балах исключительно в головном уборе. Шляпа, берет, в крайнем случае — кружевная наколка в волосах.
С непокрытой головой веселились незамужние девушки. Для них дурным тоном было обилие драгоценностей — рекомендовалось отдать предпочтение живым цветам.
Из косметики дамам полагалась только пудра.
У желающих потанцевать платье было легким и укороченным, в длинных и тяжелых нарядах приезжали те, кто планировал общаться и наблюдать за другими.
Изящную бальную книжечку "карне" танцующие дамы носили при себе: ее на шнурке пристегивали к поясу платья. Это был список танцев с именами назначенных кавалеров.
Обещать танец более чем одному кавалеру было верхом неприличия — это могло закончиться дуэлью. Получить согласие кавалеру следовало и у сопровождавших даму лиц.
Замужняя дама должна была приезжать в сопровождении супруга, а если тот был в отъезде — с подругой и ее мужем.
Выбором кавалера для незамужней дамы занимались ее мать или пожилая родственница. Благодаря "дипломатии", без танцев не оставался никто, включая дурнушек. Ими тоже полагалось восхищаться, вовлекать в светский разговор — дама в ответ должна была улыбаться, "играть веером", флиртовать со своим кавалером.
Однако танцевать с одним партнером полагалось за вечер не более трех раз. Нарушение этого правила было равнозначно объявлению о "скорой свадьбе", и отсутствие предложения могло быть расценено как оскорбление.
Танцевальная программа предварялась или завершалась трапезой: поздним обедом или ужином, порой уже под утро.
В соседних с залом помещениях работал буфет, играли в карты. В женскую комнату для отдыха дамы спешили не только "припудрить носик" или поправить туалет, но и посплетничать, обсудить между собой кавалеров. А в мужской "курительной комнате" были допустимы вольности в речах, и процветал жанр "охотничьих рассказов".
Сезон балов открывался в ноябре, по возвращении большинства из загородных имений. Помимо веселья, так представители богатых сословий знакомились, поддерживали отношения с нужными людьми, составляли партии, продвигались по службе.
Приглашение на бал было пропуском в определенный социальный круг, а изящные манеры, умение танцевать и вести непринужденную беседу позволяли использовать этот шанс с максимальным выигрышем.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...