В 1896 году Лувр приобрел уникальную тиару, принадлежавшую, судя по имеющейся надписи на древнегреческом языке, царю Сайтаферну. Покупка, целиком состоящая из золота, весом чуть менее 500 грамм, обошлась музею в немыслимо гигантскую по тем временам сумму - 200 000 фраков, что для конца XIX века равнялось примерно 50 000 рублей или 58 килограммов золотых слитков.
Тиара представляет собой подобие высокой (18 см) шапки, с высеченными на ней сценами из древнегреческой жизни. Надпись гласит, что она предназначалась в дар царю скифов Сайтаферну от народа Ольвии. Экспонат должен был занять достойное место на выставке древних артефактов, но спустя время ему пришлось поменять выставочный зал, и обрести совсем другую славу.
Перед приобретением искусствоведами был произведён всесторонний анализ тиары и никаких нареканий в своём происхождении она не вызвала, после чего покупка была одобрена - для такой суммы нужно было получить специальное разрешение. Практически сразу русский археолог Н. И. Веселовский выразил сомнение в подлинности тиары, подобное мнение изрек и Э. Р. фон Штерн, директор музея в Одессе. Лувр не прислушивался к их словам, пока известный немецкий археолог Адольф Фуртвенглер, осмотрев экспонат, не высказал эту же точку зрения. Его так просто проигнорировать было нельзя, и среди учёных разгорелся нешуточный спор, продлившийся семь лет. Корона же пока так и осталась на выставке.
В 1903 году Эллин Майенс, которого уже обвинили в подделывании картин, заявил, что и тиара - его рук дело. Но расследование выявило нестыковки в его словах - к примеру, заказчик подделки умер за четыре года до того, как Эллин якобы получил от него заказ. А вскоре появилось сообщение от переехавшего в Париж одесского ювелира, который видел, как его друг Израиль Рухомовский работал над тиарой. Последний был вызван для допроса и доказательства авторства.
Ни чертежи, ни эскизы не убедили комиссию, и Рухомовский был вынужден воссоздать часть украшения в присутствии экспертов. Только тогда было признано, что он является настоящим автором короны Сайтаферна, и её перенесли в зал современного искусства. Сам ювелир, поскольку никоим образом не участвовал в продаже подделки, не был привлечён к ответственности, даже наоборот - за выдающееся мастерство он получил золотую медаль. За само изготовление короны он получил всего лишь 1 800 рублей.
Заказчиком работы оказались братья Гохманы, живущие неподалеку от раскопок на территории Ольвии, и промышляющие торговлей археологических находок. Когда спрос стал слишком велик, они занялись созданием фальшивок. Лувр был не первым местом, куда они пытались "пристроить" тиару. В Британском музее, зная их славу, даже не смотрели предложенные древности. В музее Вены корону хотели приобрести, но не позволила слишком неподъёмная цена. Возвращаясь в Россию, Гохманы передали её посредникам, которым и улыбнулась удача с продажей.
Еще по теме:
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...