В популярной культуре распространён образ пиратского братства, полного головорезов, которым сам чёрт не брат. Пираты в нашем представлении априори противопоставляют себя обществу и государству, это отчаянные морские разбойники, распивающие ром и щеголяющие деревянными протезами вместо потерянных в жарких боях конечностей. На деле же многие пираты охотно соглашались служить государству.
Когда пиратов стало слишком много, чтобы отдельные морские державы могли успешно справляться с ними, было найдено другое решение: в периоды войн пиратское судно могло получить от властей специальный разрешительный документ - «каперскую грамоту», позволяющую беспрепятственно грабить суда враждующей стороны. Таким образом, уже с XVI века некоторые морские державы, по сути, узаконили пиратство и использовали это явление в своих целях.
Практика, когда страна нанимала капера (иначе - «корсара», «приватира», «флекселинга»), была выгодна для обеих сторон. Государство могло больше не опасаться нападений «своих» пиратов на собственные торговые корабли, а заодно справедливо рассчитывало на сокращение флота противника. Порой условия «каперских грамот» предполагали отчисления доли добычи в пользу государства. То есть, ограбив вражеский корабль и поделив добычу между собой, пираты часть её отдавали в казну. Самим морским разбойникам можно было свободнее чувствовать себя в море, не боясь преследования хотя бы страны, выдавшей каперскую лицензию. К тому же статус капера позволял гораздо легче и, как правило, за большую сумму сбывать награбленное, ведь уже не нужно было сбрасывать цену, чтобы скупщик не задавал лишних вопросов о происхождении товара.
Расцвет явления каперства пришёлся на так называемый «Золотой век пиратства», т.е. на XVII-XVIII века. Интересно, что большинство известных сегодня лихих пиратов были каперами, например, Френсис Дрейк, Генри Морган, Амаро Парго, Уильям Кидд, Мишель де Граммон и прочие. Английские и американские приватиры, испанские каперы, французские корсары действовали по всему Атлантическому океану и в Карибском море, чему, в частности, способствовали война за испанское наследство, а также активная колонизация Нового Света, предполагавшая множество крупных и мелких конфликтов в борьбе за лучшие земли недавно открытого американского континента. Позже, в борьбе за независимость от Британии каперов активно использовали Соединённые Штаты, имевшие довольно слабый собственный флот, из-за чего каперы стали чуть ли не основной их силой в море против британских кораблей (к слову, метрополия также не брезговала каперством в войне с колонией).
Каперы, как правило, нападали на своих жертв небольшими группами по пять-десять кораблей. Порой они отваживались нападать даже на хорошо вооружённые военные суда, перевозившие богатую добычу.
Каперство было так выгодно, что со временем практически вытеснило «традиционное» пиратство, где морские разбойники были вне закона. Окончательно отмерло это явление в XIX веке, поскольку все основные страны, использующие такую форму сотрудничества, развили достаточно сильный регулярный флот. В 1856 году Парижской декларацией о морской войне практика каперства была официально запрещена. С тех пор каперство приравнивается к пиратству.
Еще по теме:
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...