Что мы понимаем под словом «шут»? Скорее всего, воображение рисует картину человека в колпаке с бубенцами, слегка пугающим гримом, и болью на душе за ироничной улыбкой. Однако этот приевшийся образ не является настоящим. Истинные шуты выглядят по-другому.
Как и когда появились шуты точно сказать невозможно. Есть точка зрения, что корни этой профессии уходят в мифологию, где перекликаются общие для всех культур черты. Шута можно сравнить с трикстером - буяном, насмешником и постоянным нарушителем спокойствия. Так, в скандинавской мифологической традиции трикстером будет Локи, а например в древнегреческой - Гермес.
Подобные персонажи в мифологии скорее отталкивающие, совсем не привлекательные ни для читателя, ни для остальных героев эпосов. Но все же классическое проявление шутовства имеет общие черты с представителями мифов: остроумность и жестокость.
Как только человек примерял на себя эту роль, то мгновенно выходил за рамки социума. Да, многим шутам удавалось найти место при королевском дворе, но большинству шутов запрещали появляться в городах: их лишали прав, и могли легко убить или покалечить.
Свое «особое положение» шуты подчеркивали одеждой. Классический наряд выглядел следующим образом: колпак с ушами, потрепанный жилет и разноцветные чулки. Таков среднестатистический образ на XV век. К этому времени, кстати, шутовство при дворе стало обычным делом, и подобная одежда подчеркивала принадлежность к профессии. Зачастую среди этих весельчаков были калеки, горбуны и просто уродцы.
У каждого шута был марот - своеобразный жезл с навершием в виде головы. Это незаменимый атрибут, который являлся собеседником, спутником и партнером на протяжении всего жизненного пути «грустного клоуна».
Уже в конце XII стали популярны различные рода празднества. Причем не только среди простого народа, но и среди низших церковных чинов и монастырских братий. До появления карнавала гулянья устраивали в канун различных религиозных праздников и важных дат.
Одним из символов шутовства в Средневековье было Колесо Фортуны. Оно символизировало изменчивость судьбы, ее неопределенность - в любой момент все могло перевернуться с ног на голову. Собственно, карнавал и символизировал этот «переворот». Люди на время празднества менялись ролями.
Высшая церковная власть боролась с подобными явлениями. Церковь рассылала эдикты против дурачеств, а иногда и принимала серьезные меры по этому поводу.
Например, на Руси имело место следующее событие. Во время маскарада в честь Масленицы, на импровизированный престол были возведены скоморохи-цари. Юмор по достоинству оценен не был - каждому нарядившемуся в царя отрубили по два пальца и сослали в Сибирь. Это было расценено как проявление самозванства.
Нужно помнить, что главная задача и цель шута - высмеять то или иное явление, тот или иной институт. И часто за это можно было поплатиться жизнью. Все зависело от чувства юмора власть имущих.
В целом же судьбы шутов разнятся до полной противоположности - иной раз они получали лишь минуту славы, а в другом случае делали головокружительную карьеру и вписывали свои имена в историю.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...