Период "сталинской распродажи": как распродавали искусство в СССР

01 ноября 2018 05:30

1929 - 1934 годы называют периодом «Сталинской распродажи». В это время власть старалась продать максимальное количество художественного наследия страны. Считалось, что делалось это исключительно на пользу государства. Были проданы картины Рафаэля, Тициана, Рембрандта. На эти деньги страна закупила тракторы. 

Такие великие императоры, как Екатерина Великая, Николай I, Александр I старались пополнить коллекцию Эрмитажа так, чтобы она была конкурентоспособной по всему миру. Но у Советской власти были на этот счет иные взгляды и планы. 

Советская власть ввела негласные двойные стандарты. 19 сентября 1918 года Совнарком запретил вывозить из страны исторические и художественные памятники. Простой народ считал, что пришло "золотое время", что это буквально спасительная мера для искусства. Но все пошло не так. Советская власть запретила вывозить художественные и исторические памятники всем гражданам, но не себе. 

«Распродать музеи для получения средств для спасения голодающих», - писала в то время «Красная газета».

Большевики видели в этом запрете исключительно гигантские материальные ресурсы от продаж. Ленин и Сталин практически сошлись во мнениях по этому вопросу. Разница заключалась лишь в том, что первый хотел продать художественное наследие как можно быстрее, а второй сразу занялся реализацией. 

До 1928 года из СССР, конечно же, вывозили ценные с художественной точки зрения вещи, но в основном это был простой антиквариат. Ведь молодому государству тогда не хватало денег. А необходимо было строить заводы и покупать новую сельскохозяйственную технику.  

Угроза появилась в конце 20-х годов. В Ленинграде создали агентство «Антиквариат», и в Эрмитаж стали все чаще приходить группы людей, которые оценивали стоимость картин.

Однако «Сталинская распродажа» добралась не только до картин. Руководство было готово отдать все, на чем можно заработать. В итоге в музеях все чаще можно было увидеть таблички «Картина снята для фотографии» или «Картина на реставрации».

Кто были главные покупатели шедевров? Американский финансист Эндрю Меллон. Вторым активным покупателем был Иракский нефтяной магнат Галуст Гюльбекян. Он поставлял в Советский Союз нефть и очень любил мастеров эпохи Возрождения. Однако сам недоумевал, почему люди торгуют музейными экспозициями. Даже называл продавцов "людьми с серьезным психическим диагнозом".  

В 1928 году из СССР увезли порядка 500 музейных экспозиций. Это была первая и самая массовая «ярмарка» предметов искусства. Руководство и правящую партию порадовали первые подведенные итоги. Все вошли во вкус. Сопротивляться стал только нарком просвещения Анатолий Луначарский, но ценность его слова для управления была слишком мала. 

Эрмитажу мгновенно расписали его будущий план действий. В кротчайшие сроки предстояло продать экспонатов в общей сумме более, чем на миллион. Большая часть из которых пошла на нужды государства. Перспективная идея заработка распространилась по всей стране. По всему Советскому Союзу разослали инструкции для музейных работников. От них требовалось найти как можно больше предметов искусства, чтобы подороже их продать. Все газеты писали о том, как большевики легко расстаются с ценностями, которые веками копила царская семья. 

В 1933 году состоялась крайняя сделка. Только в этот раз продавали артефакт Публичной библиотеки. Британский музей заполучил Синайский кодекс - список Библии на греческом языке, наполненный текстами Ветхого и Нового Заветов.

Анастасия Антохина

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное