Морская демократия: все начиналось с Фемистокла

05 октября 2018 13:40

Период, когда Афины превратились в демократический полис, начинается с момента, когда у государства появился маневренный боевой флот. Греки были первыми, кто сумел создать его. Самые бедные граждане принимались на работу в качестве гребцов, дело в том, что для сражения в рядах фаланги нужно было приобрести доспехи, а они стоят недешево. Так, со временем гражданская роль такого коллектива постепенно росла, флот стал основой вооруженных сил Афин.

Самых бедных афинян называли фетами, их голос становился всё громче и громче, в общественной жизни они стали принимать важные решения. С тех пор афинская демократия стала ориентироваться именно на эти слои населения, наименее обеспеченные. Если вы думаете, что это единичный пример того, как демократия зависит от мореплавания, то тенденция повторялась.

Достаточно открыть книгу под названием «Властелины моря», которую написал американский историк Джона Хилл. Именно этот человек первым обратил внимание на зависимость. Хотя, если мы обратимся к Плутарху, когда он описывал жизнь Фемистокла, он упомянул, что герой греко-персидских войн передал силу в руки гребцов. Именно поэтому родилась демократия.  Аристотель тоже писал, что после отмены царской власти политика перешла в руки воинам, потом в руки всадников, а вот когда города выросли, стали сильнее, она оказалась в руках у большинства, легкая пехота и морская сила стали демократическим оружием.

Что же сделал Фемистокл?

Основатель афинской демократии в 480 годах до нашей эры превратил гребцов в воинов за освобождение греков от персидского порабощения. В своей книге американский историк рассказывает о том, что морской флот создавался не так просто, триеры создавались благодаря разделению труда. Разного рода ремесленные операции и детали выполняли разные специалисты. Еще он писал, что раньше представители низшего сословия никогда не готовились к военной службе, а вот теперь каждую весну в море было несколько тысяч самых бедных мужчин, конечно, на корабле руководили всё-таки состоятельные граждане Афин. Со временем получилось так, что Афины теперь могли выбирать политических лидеров не из числа законодателей, а из военных. Конечно, высшая власть была в руках у народного собрания, но власть исполнительная доставалась тому, кого выберет народ. Граждане могли прийти во власть через армию или флот.

Стало понятно, что сила города напрямую зависит от триер и экипажей. Афины стали городом моря, у всех иностранцев они ассоциировались именно с морской силой. Конечно, городом продолжали управлять богатейшие граждане, новые законы были приняты при Эфиальте, теперь ареопаг был ответственен перед советом, народным собранием. Теперь ареопаг мог решать дела, только связанные с убийством или ущербом, который наносился священным оливковым деревьям. Таким образом, Эфиальт очень сильно изменил систему государства, в результате он был убит, кто сделал это, так и осталось тайной, остались предположения, что убийца выполнял чье-то указание. Но это не сломило дух будущих правителей, со временем официально стало разрешено попадать в ареопаг простым гоплитом.

Прошло еще немного времени и даже самые бедные граждане Афин - феты теперь могли стать управленцами. Именно тогда и зародилось высказывание о том, что мореплавание рождает демократию. Наверное, всё дело в том, что корабль и есть маленькое государство. Никто не может там жить обособленно, все живут вместе и создают комфортную среду общими усилиями. В этом ведь и есть смысл истинной демократии.

Мария Карагёзова

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное