Что нужней: слова иль числа?

19 сентября 2018 15:21

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»

«Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»

«Солнце останавливали словом, словом разрушали города».

Мы привыкли к силе слова, к тому, что в начале было оно. Уверены, что приравненное к штыку перо его и выведет. Ну не число же.

Но откуда такая уверенность взялась? Наверное, от частотности употребления того и другого. Слов в нашей речи больше, чем чисел. Значит, нам они нужнее. Эта нужность проистекает оттуда, откуда и числа-то точного нет.  

Первое, с чего начал первый человек на Земле - давать всему увиденному имя. Так дерево стало деревом, небо - небом, цветок - цветком. Только наделив все сущее значением, человек стал распознавать видовые и родовые признаки растений и животных, выделил из окружающего мира себя. Такой должна быть логика человеческого бытия и сознания. Сначала надо понять, что и кто перед тобой, а уже потом - сколько. Предположим, увидел тот первый человек нескольких себе подобных. Сначала он должен понять - враги это или свои, и только потом это знание перевести в числовое значение. Слово - это смысл, которое число увеличивает или уменьшает. Два дерева, одно небо, 10 цветков. Слово - это качество предмета, число - количество.

Кто понимает в слове много больше, становится лириком, кто в числе - физиком. А это, ребят, уже мировоззренческая трактовка мира. Кто видит меж тем и другим метафизическую связь - философ. Тут надо бы что-то непременно философское процитировать. Мераба Мамардашвили, например: «Человек есть усилие быть человеком». Видите, как глубоко понимается мысль, что качественных изменений без количественных не бывает.

Тут число, рассмотрев в себе диалектику, должно спросить: а нет ли в количестве некоего качества? А ведь и верно - есть!

Три богатыря, три медведя, заблудиться в трех соснах, больше трех не собираться, три дороги на перепутье, Бог троицу любит, три любимых киногероя (Балбес, Трус, Бывалый), «врагов народа» судили «тройки», три танкиста и, наконец, птица-тройка. И еще, напоследок, - третьим будешь?

Отчего-то неспроста это число так любимо народом, собутыльниками, партией, писателями. Не оттого ли, что это и есть перешедшее в количестве качество.

Разве не видим мы в нем взаимоисключающие начала загадочной русской души - коллективизм и индивидуальность. Трое - это уже коллектив, но еще не толпа. Среди троих можно быть индивидуальностью, можно каждому задать вопрос «Ты меня уважаешь?» и получить ответное уважение. Это же какая среди этих троих гармония!

Три - это надежные локти близких товарищей, а не грубые толчки толпы. Москва - третий Рим, а Омск, кто не знает, - третья столица государства. Не забудьте еще про три источника, три составные части марксизма-ленинизма.  

Но что же слово молчит? Какое из них воплощает в себе сущность того, что происходит вокруг.

Да вот же оно, это слово - дуэль. На днях в Государственную думу внесен проект Дуэльного кодекса Российской Федерации. Что им стоит - закон принять. И вернемся мы лет этак на 500 назад - числом-то этому слову около того лет. Не суд, пусть даже и Басманный, а игра Престолов какая-то. Месть, мундир - мы возвращаем слова давно ушедших времен и возвращаемся туда же. Соединим и получим: месть мундира. А там еще на пяток веков в прошлое - и до инквизиции дойдем. Вот тут-то числа и пригодятся - количество жертв подсчитывать.

Александр Лизунов

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное