Есть страна, а в ней - человек. Маленький, с большой буквы, матерый человечище, лишний, новый... Как оказалось, человека довольно легко уложить в некий типаж, иногда обобщённый настолько, что речь уже идет о явлении. Базаровщина, обломовщина, корчагинцы, стахановцы - что еще приходит на ум? Тимуровцы, стукачи, сталинисты, навальнята, силовики... Интересно, в Америке-Англии, Шотландии-Дании такие явления есть? Или американец - он американец и есть, без этих «типовых» ярлыков.
А какой может быть страна для человека? Не в конкретно-историческом названии, а в отвлечённо-аллегорической своей сути - в какой типаж может уложиться она?
Не так, чтобы давно, а все-таки и не вчера, не в тридесятом царстве - тридевятом государстве, а все-таки на царство очень похожем, утром, которое вечера мудреней, старикам со старухами, добрым молодцам да красным девицам вопрос был задан, да такой, что ответ - только в сказке сыскать.
Долго клавиатурой щелкалось, да недолго спрашивалось: на кого из героев русского фольклора похожа, по их мнению, страна?
Единообразие ответа не то, чтобы удивило, но породило, в свою очередь, вопросы. Почему Иванушка-дурачок? Причем здесь Иванушка-дурачок? Да кто он такой, этот Иванушка-дурачок, чтобы символизировать такую сложносочиненную и сложноподчиненную страну?
Не будь условие выбирать из сказочных персонажей обязательным, в символический перечень попали бы двуглавые орлы, лики вождей, некоторые тяжелые строительные и острые сельскохозяйственные инструменты... Впрочем, об этом величественном, монументальном символизме половина россиян сейчас и не знает. А кому ж не ведом Иван-дурачок? Но только ли все дело в его присутствии в массовом сознании? Колобка, может, там еще больше, а назывался редко - у этого персонажа, с его переменой мест, очень уж предсказуема судьба...
Да, а почему, назрел вопрос, непременно из сказки? Этот жанр народного фольклора - величина постоянная, никому не придет в голову его пересматривать-переписывать. Прямиком из народного нутра вышедшие, сказки суть народа и есть.
Заранее продуманный перечень сказочных персонажей организаторы необычного опроса не предлагали. Россияне от школьного до кащеевско-бессмертного возраста подбирали аналогии сами. Кто первое попавшееся называл, кто после раздумий. Кто из чувства юмора исходил, кто из понимания политической, экономической, культурной жизни державы. А как сошлись мнения!
Почему-то редко был упомянут был Иван Царевич. С чудовищами сражался, царства завоёвывал, каких красавиц из плена выручал! И где, кстати, Василисы Прекрасные да Елены Премудрые? Россия - все-таки «она», рода женского. А названы почти не были.
Итак, абсолютное большинство - за Иванушку-дурачка.
Над этим надобно поразмыслить, имея ввиду вот еще что. Этого сказочного героя в символы России с одинаковой частотой предлагали люди с высшим образованием и те, кто в университетах не учился. Кто смотрит «Ищейку» и кино не с линейным сознанием - «Симпсонов». Значит, дурачок - не дурак вовсе. Кто тогда? Кака-така сермяжная правда в нем сокрыта? Может, российская действительность так и устроена, что в ней лучше «умным дурачком» жить-поживать?
Присмотримся для начала к тому, что лежит на поверхности.
Ду - есть два.
Ра - есть солнце.
Ду Ра - два солнца.
Как в воду глядел писатель Радий Погодин. Дурак в русских сказках не человек с низким интеллектом, а человек с добрым, не земным волшебством, берущий верх над самой злой силой. Он всегда на солнечной стороне улицы.
Копнем теперь поглубже.
«Дурак» - самая популярная у нас карточная игра. Никто почему-то не говорит: «Сыграем в умного». А еще дуракам везёт. Дуракам закон не писан. Дураков работа любит.
Так оно и есть. Всю черновая работа - в его руках. Он все умеет! У дурака широкая, благородная, открытая - русская душа. Он и жизни своей хозяин, и судьбы баловень.
Перечитайте это еще раз. Нет, не весь текст, а последнее предложение. Никого не напоминает? Если да, значит этот единственный ответ случайным не назовешь, хотя имя - не сказочное. В послеприватизационную эпоху на него откликались многие братья наши меньшие. Была мода нарекать Чубайсом кошек, собак, телят, рыжих петухов. Сейчас, в новейшее время, он снова оказался больше, чем человек. От символа не так уж далеко до мифа или даже языческого эпоса. Но это будет предвестник не доброй - злой силы. А дурак - что? В России он, как и бедность - не порок.
Еще по теме:
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...