Благородство, честь, дуэли, менуэты, внешний лоск и изысканность манер, музицирование... Что-то вам этот ассоциативный ряд напоминает? Да, речь идет о дворянстве.
Мы знаем о дворянах поначитке - со школьной скамьи. Некоторых помним поименно: Илью Ильича Обломова, например, или братьев Кирсановых. Или князя Болконского или графиню Наташу Ростову.
Два столетия порядком (да что порядком - основательно) изменили стиль жизни и ритм. Французскому и английскому учат не гувернантки. И ЕГЭ его знает, кто лучше изъясняется по-иностранному, Митрофанушка Простаков или нынешний выпускник ГБОУ СОШ.
Давайте поговорим о том, что лучшее от дворянского воспитания мы могли взять себе на пользу. Если это нужно.
Чувство собственного достоинства, оно же - честь
Рожденный дворянином должен был соответствовать своему титулу с малых лет. Дворянская честь считалась главной сословной добродетелью. Но и - обязанностью отвечать за поступки. Не выплатить карточный долг считалось делом немыслимым. Оскорбления не прощались. Любой уважающий себя дворянин тут же вызывал обидчика на дуэль, но и сам мог быть вызван на смертельный поединок. Нарушить данное слово означало навсегда погубить репутацию и свою, и рода.
Теперь же мы - хозяева своего слова. Дали - можем и обратно взять, не опасаясь за последствия.
Пожалуй, дворянская честь нам была бы к лицу.
Храбрость
«Постыднее трусости порока нет». Под таким девизом проходило воспитание маленького дворянина. Храбрость культивировалась тренировками, волевыми усилиями и среди юношей, и среди девушек. Представьте себе такую непогоду: гроза, молнии, ливень. Ужас! Ужас! Ужас! Чтобы научить сестру смелости, старший брат княжны Екатерины Мещерской поставил ее еще маленькой девочкой на подоконник раскрытого окна. Потом, конечно, привел в чувство, закончив эксперимент такими словами: «хочешь быть моей сестрой - будь смелой».
Храбрость, безусловно, нужное качество. Вопрос лишь в том, оно свыше нам дано или ему действительно можно научиться?
Физическая сила и ловкость
Гимнастические упражнения тоже неотъемлемая часть дворянского воспитания. Охотиться, ездить верхом, красиво и нежно вести хрупкую даму в танце умел каждый дворянин. Фехтование, плавание, гребля - неплохой набор для урока физкультуры, но далеко не каждая нынешняя школа может себе это позволить. Лицей, в котором учился Александр Сергеевич Пушкин, - мог. И это при том, что готовили здесь государственных деятелей, что уж говорить о военных училищах.
Но вот интересно, смог бы тот же лицеист сдать нормы ГТО? И поскольку это вопрос риторический, перейдём с следующему пункту.
Самообладание
Очень нужное качество контролерам общественного транспорта. Сегодня никто бы из дворян на такую работу не пошел - выдержки, сдержанности не хватило. Да, их тренировали принимать удары судьбы, но не разговаривать в салоне с пьяными, отказывающимися платить пассажирами. Этих ведь шариковых под ствол своего дуэльного пистолета не поставишь. Вот и куражатся. Должным образом обладать собой в такой ситуации могут только настоящие аристократы духа.
Надо учиться!
Внешний вид
Домашний халат на Анне Карениной? Бигуди на голове Марьи Болконской? Анатоль Курагин с авоськой и в трениках с оттянутыми коленями? Небрежность в одежде не для дворянина. Внешний лоск - его жизненное кредо. Этим он подчеркивал уважение к другим хоть на улице, хоть за обеденным столом. Одеваться броско, напоказ тоже не любили - по той же причине.
Иную современную одежду можно считать антагонистом бальному платью 18- 19-го веков. В театр можно себе позволить прийти точно так, как на дискотеку - в топике и рваных джинсах. И чувствовать себя в своей тарелке: рядом-то - такие же.
Пожалуй, да, дворянское чувство стиля нам не помешает.
Умение нравиться
Вести светскую беседу умели в каждом дворянском доме. Заставлял не только этикет. Можно было рассчитывать на то, что в другом доме тебя тоже вовлекут в интересный разговор, а не бросят наедине с собой.
Очень полезный навык, не находите? Тогда имейте в виду, что умение нравиться - это целая наука. Относиться к другим так, как они относились бы к тебе - слишком общие слова, чтобы им следовать. Вот вам дворянская конкретика: «Постарайся распознать в каждом его достоинства и его слабости и воздай должное первому, и даже больше - второму». Похоже, нелегкая это наука - суметь понравиться другим., оставаясь при этом самим собой.
Скромность
Беседу слушай, но не встревай. Говори тогда, когда тебя спрашивают, а не когда этого захотелось тебе. Тогда твоя скромность украсит не только разговор, но и твою персону. Скромный человек в этом случае приятен окружающим, когда он не скован и зажат, а ведет себя естественно.
Едва ли скромность изменила свою сущность с дворянских времен. Это к тому, что дворянином можешь ты не быть, а скромным быть обязан. Очень украшает человека.
Уместная, вежливая речь
«Не говори красиво!», - учил жизни молодого дворянина Аркадия Кирсанова его друг разночинец Базаров в романе «Отцы и дети». Сам автор, И. С. Тургенев, был за красоту слога - устного ли, письменного. Он стихи - так и те писал в прозе. Бывает, что и аристократу нужно высказаться в сердцах - живой же человек. Собрату по сословию он мог высказать все, что о нем думает, но только облачив слова в безукоризненную формулу. Тут нужно уметь искусно владеть языком не только как органом речи, чтобы вежливо дать понять, «какая гадость эта ваша заливная рыба» да и вы сами. В общении с крестьянами дворянин мог себе позволить быть чуть более попроще и как-нибудь простодушно пошутить.
У французов есть такая пословица: «кто умеет красиво говорить - умеет многое». Переиначим на русский лад: нам, чтоб многое уметь, надо научиться красиво говорить.
«СОММЕ IL FAUT» OU «JE NE SAIS QUOI» («так как надо или я не знаю что» франц.)
Хорошо изъясняются и англичане, особенно в лице графа Честерфилда. По его словам, истинная воспитанность есть некая невидимая линия, за которой человек делается нестерпимо церемонным, но до которой - развязным или неловким. Быть на строго на этой линии - настоящее искусство дворянского воспитания. Благородная простота и простая благородность в одночасье не формируются - на это уходят века. Вот разучиться «говорить красиво» можно за одно-два поколения.
Сommeilfaut слишком трудноуловимая сущность, чтобы легко, вот так сразу ею овладеть. Ее нужно постепенно впитывать, по капле выдавливая из себя невежественность, невоздержанность, чревоугодие, словоблудство.
Книга Ольги Муравьевой «Как воспитать дворянина» как раз об этом. Почитайте ее сами и узнайте об аристократическом поведении еще больше. Небесполезное это знание!
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...