Мороженое, шампанское, майонез, даже неведомые доселе гамбургеры - в 1937 году столичные магазины открыли для советских граждан немало заграничных продуктов, быстро ставших популярными. Что же было в этом сенсационным и как наконец появилось привычное нам мороженое в вафельном стаканчике?
Руководитель советской пищевой промышленности Анастас Микоян (прозванный в газетах «любимым наркомом») планировал летом 1936 года поехать с семьёй в Сочи. Однако планы Сталина были другими: он отправил наркома в Америку.
За два месяца в США советская делегация под руководством наркома должна была выполнить особую миссию: изучить секреты заокеанского продуктового рынка.
Советских специалистов потрясло многое из увиденного: и автоматизированные кафетерии, и гигантские холодильники, и фабрики мороженого.
В Нью-Йорке делегации предложили продегустировать несколько сортов мороженого. Технологии промышленного производства особо полюбившихся вкусов - ванильное, фруктовое, сливочный и молочный пломбир, крем-брюле, эскимо - были привезены в СССР.
Потом были оборудованы фабрики мороженого при московском холодильнике № 8. Но купить новые десерты жители Москвы смогли только с 4 ноября 1937 года.
Перед Великой Отечественной войной, 12 марта 1941 года, был введён ГОСТ 117-41 «Мороженое сливочное, мороженое пломбир, фруктово-ягодное, ароматическое». Производилось оно под строгим контролем. Все ингредиенты были натуральными, современных консервантов не было и в помине.
Микоян так увлёкся сладкой новинкой, что Сталин как-то заметил: «Ты, Анастас Иванович, такой человек, которому не так важен коммунизм, как решение проблемы изготовления хорошего мороженого». Был ли это упрёк или похвала - неясно.
Продавцов мороженого узнавали по специальной форме: белые фуражки или колпаки, фартуки или платья с белыми нарукавниками. Форму утвердили по эскизам «Главхолодопрома».
Мороженное стало всесезонным и даже зимой не теряло популярности.
Однажды осенью 1942 года в Москву приехал премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. На Кузнецком мосту Черчилль разглядел из окна своего автомобиля человека, евшего мороженое. «Он действительно ест мороженое?» - удивился англичанин. Сопровождающий кивнул. И Черчилль произнёс легендарную фразу: «Народ, который в такой холод ест мороженое, непобедим».
Знаменитое московское мороженое продавалось в ГУМе, ЦУМе и «Детском мире». Лакомство исчезало с лотков просто стремительно!
В 70-е выпускалось специфическое томатное мороженое в «картонках», но было оно сильно «на любителя».
«Майонез провансаль тоже был привезён Микояном из Америки. Новинку активно рекламировали, но поначалу люди недоумевали, принимая белую массу на хлебе за сметану. Однако уже скоро майонез стал традиционной заправкой праздничных салатов.
Через год, опять же, благодаря наркому, в СССР запустили производство шампанского. Стоило оно тогда значительно. По словам Микояна, праздничный напиток считался «признаком материального благополучия».
Ещё Микоян рассказывал, что Сталин отдавал предпочтение полусладкому и сладкому шампанскому. А нелюбимые сухое и «брют» он, напротив, даже хотел запретить.
В том же году советские граждане познакомились со «сгущёнкой», кукурузными хлопьями и кетчупом.
Благодаря той поездке в Америку, на московских улицах могли появится первые фаст-фудные заведения ещё 80 лет назад. К сожалению, затея эта провалилась.
Микояну приглянулись нью-йоркские котлеты в горячих булочках. И нарком решил построить в СССР такие же закусочные - с «хамбургерами» и кока-колой.
Он даже заказал образцы машин, производящих подобные котлеты, а также уличные жаровни. В 1937 году в Москве, Ленинграде, Баку, Харькове и Киеве начался массовый выпуск мясной новинки. Торговля шла под плакатным лозунгом: «Горячие московские котлеты с булочкой».
Только потом котлеты куда-то исчезли. Что-то приостановило массовое производство. Микоян считал, что всему помешала война.
Советскую делегацию в США заинтересовали и безалкогольные напитки. Они открыли для себя кока-колу - знаменитую американскую «газировку». Она показались им куда лучше производимых в СССР фруктовых вод.
Но подсчитанные затраты были не в пользу популярного напитка. Кроме того, американцы решили не раскрывать секретный рецепт, а от предложенного концентрата в СССР отказались. Поэтому угоститься кока-колой у советского народа получилось только в конце 70-х годов, перед московской Олимпиадой, а первый «Макдоналдс» открылся в столице лишь в 1990 году.
На заводе «Дженерал Электрик Компани» Микоян посетил цех по производству домашних холодильников, выпускавший ежегодно более 100 тысяч изделий. Однако привезти в СССР холодильники наркому так и не удалось.
Сталин заявил, что в Советском Союзе зимы длинные, а значит, холодильники особо не нужны. В летние месяцы он предложил по старинке хранить продукты в погребах и ледниках. Предложение «разморозили» лишь в 1950-м, когда в Москве появились первые «холодильные шкафы».
И всё-таки Микоян работал продуктивно, зная, как обеспечить народ желаемыми продуктами и напитками. Более того, каждый новый товар он дегустировал лично. Вот так вкусы власть имущих постепенно переходили в обиход обычных граждан.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...