Какой герой Булгакова популярен больше, чем Воланд. Этот образ невероятно интересен, он для многих является воплощением справедливости. Но не вполне нормально и логично считать Воланда судьей. Да, он борется с человеческими пороками, он приветствует любовь, ценит творчество. Есть, кстати, абсурдное мнение, что прототип Воланда - Сталин. Тогда, выходит, что Сталин - воплощение Сатаны, не совсем уместная мысль. Но суть Воланда гораздо шире - это некий симбиоз верховного языческого бога Вотана, которого почитали древние германцы, и Одина у древних скандинавов. Также надо сказать о графе и масоне Калиостро, он тоже имел сходство с героем Булгакова, к тому же - имел дар предсказывать будущее. Нельзя не сказать и о «Фаусте» Гёте, ведь там упоминается Воланд (не имя, а образ), просто он не показан в русском переводе великого произведения. Там говорится - «Фаланд», разве не слишком созвучно? Так называли черта в Германии. Может кто-то обратил внимание на реплику: «Может быть, Фаланд?»
Не менее важно обратить внимание на свиту Воланда, в неё вошли Азазелло, Бегемот и Коровьев-Фагот. Начнём с первого, автор называет Азазелло «демоном безводной пустыни, демоном-убийцей». Это персонаж тоже неслучаен, Булгаков позаимствовал черты героя из ветхозаветной литературы. Таким именем обладал ангел, который научил людей изготавливать оружие и разукрашивать лицо. Неслучайно именно Азазелло дает Маргарите тот самый волшебный крем. Кто вообще такой Азазелло? Он воплощение зла, он не слишком умён, не талантлив, он просто исполнитель, который является одной составляющей Воланда. Этот же герой убивает барона Майгеля и отравляет влюблённых.
Что касается Коровьева, он настоящий человек, многие исследователи относят его к ацтецкому богу Вицлипуцли. Это имя в романе появлялось, можно прочесть это в диалоге Берлиоза с Бездомным. Так вот, прототип Коровьева это бог войны, а в «Фаусте» он и вовсе дух ада и первый помощник Сатаны. Как раз после случайного произнесения имени этой сущности, появляется Воланд.
Что до Бегемота, то он - любимчик Воланда, шут и оборотень. Образ этого героя исходит от легенды про демона обжорства и мифологическом звере ветхого завета. Например, в исследовании И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» есть морское чудовище по имени Бегемот, оно обитает в пустыне, той же, где Левиафан «на востоке от сада, где жили избранные и праведные». Информацию для создания образа Бегемота Булгаков почерпнул из истории об Анне Дезанж, которая была, как приятно считать, одержима семью дьяволами. Сам бес выглядел там как чудовище с хоботом, клыками, слоновьей головой.
Исследователи отмечают, что прототипом Маргариты могла быть жена Генриха IV - «Королева Марго». Также отмечается некоторое сходство героини с супругой Булгакова. Но ведь в самом тексте романа прослеживается связь девушки с двумя французскими королевами, свадьба одной из которых обернулась Варфоломеевской ночью (королевы Марго). Когда в тексте описывается дорога на бал Сатаны, там как раз упоминается именно это кровавое событие, ну разве это может быть совпадением? Когда толстяк узнает Маргариту, он говорит «светлая королева Марго», а потом и вовсе все очевидно, ведь герой начинает говорить о «какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара». Кстати, Гессар - парижский издатель, он издавал переписки Маргариты Валуа, а благодаря Булгакову стал участником той самой Варфоломеевской ночи. Есть и иное мнение относительно прототипа Маргариты - Маргарита Наварская. Ведь эта дама была одной из первых женщин-писательниц, именно она выпустила «Гептамерон».
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...