В истории был интересный случай, который явился поворотным в русско-греческих отношениях. В 1438-1439 году на Ферраро-Флорентийском соборе были рассмотрены ключевые проблемы, которые являлись резонансными в отношениях Западной и Восточной Христианских Церквей. Результатом работы стал то, что Константинопольские патриархи сделали для папства множество уступок, чем заметно разозлили русских православных чинов.
Так, в 1441 году Василий Второй дал указание убрать митрополита Исидора с поста представителя Москвы на соборе. Место Исидора занял русский святитель Иона. В Константинополе и Киеве никто ничего не знал о новом избраннике. С тех пор Василия Второго стали уважать все православные чины Руси, его чуть ли не называли героем, сравнивали с Константином Великим и Владимиром Святым.
В 1453 году пал Константинополь, а на Руси стали говорить о том, что это наказание от Всевышнего за такое отношение к русскому православию. Теперь у Православной Церкви не было духовного центра, так, стали задумываться о роли Москвы и ее возможности заменить греческий город христианства.
Итак, в 1492 году по православному календарю подходил к концу семитысячный год от Сотворения мира. Церковь эту дату чтила, на ней оканчивался пасхальный цикл, значит, теперь что-то должно было измениться.
Именно в тот самый 1492 году было сделано письменное упоминание о Москве, как преемнике Константинополя в христианском плане. Митрополит Зосима написал в предисловии к «Изложению Пасхалии» о том, что Иван Третий - новый Константин, а Москва, соответственно, теперь заменит Константинополь.
Конечно, никаких аргументов приведено не было, разве что тот, что Иван Третий стал мужем племянницы Константина Одиннадцатого - Софьи Палеолог. В 1472 году был заключен брак, который стал важным моментом в новых отношениях Палеологов и Рюриковичей.
Что касается идеи «Москва - Третий Рим», она четко прослеживается в письме псковского старца Филофея, это сообщение он подготовил для дьяка Мисюрю Мунехина. Так было сказано: «два Рима пали, третий стоит, и четвертому не бывать». Естественно, он мог говорить только о Москве. Надо сказать, никаких политических оценок старец не сделал, ведь Русское государство было вовсе не в том состоянии, чтобы Москва могла стать «Третьим Римом».
Прошло немного времени и Филофей обратился к Ивану Грозному, он сообщил ему, что государь теперь обладает огромными правами и ответственностью: «Видиши ли, избранниче Божии, яко вся христианская царства потопишася от неверных, токмо единаго царя Иоанна Васильевича государя нашего царство благодатию Христовою стоит».
В то время Россия приняла символ двуглавого орла у Византии, теперь он и вовсе стал гербом государства. Также Новым Константинополем Москву должно было сделать то, что в 1485-1515 годах Московский Кремль стали строить именно по образцу греческих построек в Византии.
В 1547 году в Москве было принято решение повенчать Грозного на царство, дабы еще больше укрепить свои позиции в христианском мире. Как писал историк Ключевский, от молодого правителя исходило желание укрепиться во власти.
Митрополит Макарий писал о том, что все это не только поспособствовало укреплению самодержавия, но и православной веры. Многие исследователи придерживаются мнения, что Русь просто создавала идеальную модель монархии, а не как можно лучше стремилась подражать Византии. Так или иначе, в Уложенной грамоте Поместного собора под печатью Константинопольского патриарха говорилось: «Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде».
Еще по теме:
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...