Какой была Московская конка?

29 марта 2018 05:40

7 июня 1872 года запуск в эксплуатацию Московской конной железной дорог дал началу истории, хоть и гужевого, но всё-таки регулярного московского общественного транспорта в целом. До того времени горожане ведь ходили пешком или нанимали извозчиков. Прогресс уже стучался по мостовым России.  

Правда, с 1847 года некоторые ещё ездили на линейках - многоместных экипажах, вмещающих 10-15 человек. Но они были очень неудобны для пассажиров, а в связи с громоздкостью - крайне медлительны.

А главное - ходили они нерегулярно, а по случаю, поэтому считать это общественным транспортом, если и можно, то лишь условно - и с большими натяжками и многими оговорками. Такое во многих местах было, если требовалось, и в далёкую старину.  

Дорога на Выставку - показухи и плезиру ради 

Первая линия этой конно-железной дороги старой столицы или конки, коночки, как стали её сразу называть в народе, была построена в кратчайшие сроки - всего за один месяц! Длина первой дороги составила 4,5 версты.

Как часто водится на Руси, её и построили-то не столько для собственного удобства, а конечно же, чтобы не ударить в грязь лицом перед заграницей.

Ведь тогда полным ходом уже шла подготовка к крупной и престижной международной Политехнической выставке. Вот и была проложена специально для этого первая линия. 

Кроме того на открытие выставки ожидался приезд важных делегаций, в том числе во главе с Государем Императором Российским.

А поскольку линейки не только затрудняют движение карет, но также разрушают и сильно загрязняют мостовую нечистотами, было решено к открытию выставки запустить временную линию трамвая на конной тяге.

На ней посетители доезжали до центра города без проблем. Линия конно-железной дороги прекрасно соединила Воскресенские ворота со Смоленским (сейчас - Белорусским) вокзалом. 

В первой газетной заметке ошибочно сообщалось, что дорога предназначена для военных целей и построят её вообще за десять дней. Неточность журналиста была вызвана тем обстоятельством, что строили дорогу военные. 

Аттракцион или средство передвижения?

Первая линия такой конно-железной дороги была торжественно открыта. Она, конечно же, вызвала живой интерес у москвичей и гостей города. Они быстро оценили преимущества конки и охотно ей пользовались.

Поэтому первая линия просуществовала аж два года после закрытия Политехнической выставки. Хотя её строили как временную и должны были разобрать сразу после завершения выставки.

Новое средство передвижения нахваливали прессе: «Вагоны очень красивы, по изяществу отделки и удобству не оставляют желать ничего лучшего. Сидения устроены наверху и внизу вагонов, всего на 40 человек, полагая по 10 человек на каждой скамейке».

Однако отмечалось, что для москвичей конка - больше не средство передвижения, а развлечение. Журналист «Русских ведомостей» писал: «Вагоны железной дороги переполнены публикой, по преимуществу едущей просто ради любопытства, посмотреть, как это ездят по таким дорогам».

Цена проезда дифференцирована 

За последующие 15 лет общая протяжённость трамвайных путей на конной тяге выросла в десять раз. Стало уже 11 маршрутов, самый короткий проходил по Бульварному кольцу, самый длинный - от села Богородского до Ильинских ворот.

Затем были добавлены ещё восемь маршрутов. В часы пик вагоны ходили через 6-8 минут. Стоимость проезда менялась. Сначала место на нижнем этаже стоило 15 копеек, а на верхнем - 10, так как наверху не было крыши. Потом цена упала соответственно - до 5 и 3 копеек.

Чуть позже ввели дифференцированную тарификацию проезда в зависимости от расстояния.

К концу XIX века разросшаяся сеть трамвайных линий была поделена на две зоны. Проезд в пределах одной зоны по-прежнему стоил 5 и 3 копейки в зависимости от этаже. Если пассажир пересекал две зоны, то и цена возрастала вдвое.

Также был введён прообраз тарифа «90 минут». Только тогда это были «60 минут»: оплатив проезд в трамвае, человек мог совершить любое количество пересадок в течение часа.

Одноэтажные вагоны - откидные с комфортом 

Кроме двухэтажных в Москве существовали и одноэтажные коночки. Вот так их описывали:

«В вагоне 5 поперечных скамеек, каждая из которых на 4 пассажира. Скамейки имеют откидные спинки... Пассажиры сидят в вагоне лицом вперед, когда же вагону нужно дать задний ход и перевести лошадей на противоположную сторону, спинки у сидений откидываются... пассажиры по-прежнему садятся лицом вперед. Если две скамейки заняты знакомыми,.. пассажиры получают возможность сидеть лицом друг к другу».

Такими были летние вагоны. И согласитесь - несложное, но очень удобное приспособление, которое неплохо было бы внедрить и сейчас. Были и зимние - закрытые, защищавшие от сквозного ветра, снега и дождя, разделённые на два класса: первый, стоивший опять же 5 копеек, и второй - по 3 копейки.

Медленно и опасно - трамвай лучше 

В связи со скорым появлением электрического трамвая популярность вагонов на конной тяге неуклонно стала падать. Хотя и ей продолжали пользоваться ещё довольно долго, поэтому до 1911 года в Москве были оба вида трамваев. 

Но всё-таки первый вид регулярного гужевого общественного транспорта был немногим быстрее пешехода: средняя скорость составляла лишь 8-10 километров в час. Это было вызвано тем, что на сложных участках лошади не справлялись. Трамваи останавливали, чтобы к двум основным пристегнуть ещё двух лошадей: только лишь вчетвером они могли тянуть вагоны вверх по склону.  

Такими пристяжными конями обычно управляли простые крестьянские мальчишки, которые работали так целый день. Они настолько уставали, что нередко падали с лошади, а случалось, что даже и вместе с лошадью. 

Вообще конка - это опасное средство передвижения по многим причинам. Такой трамвай мог наехать на зазевавшегося прохожего, врезаться в экипаж. Бывало, что пассажиры выпадали из вагона и обычно получали серьёзные травмы. 

Писатель Чехов написал о конке с юмором

«Сооружена для того, чтобы ежеминутно сходить с рельсов и учинять контузии, - так иронично описал недостатки конки, но не забыл всё-таки и её достоинства Антон Чехов. - Внутри вагона сосуд со свинцовой примочкой - для лечения ушибов... 

Верхотура стоит три копейки, а нутро пятак... Прислуга замечательно вежливая. Дамам говорит "вы" и не бранится... Внутри вагонов курить и учинять безобразия (все, кроме чтения «Московского листка») не дозволяется». 

Возможно, как раз с того времени и пошла традиция безобразия чтения газет в общественном транспорте. Увы, в наши дни такое давнее "непотребство" уже стремительно уходит в прошлое.

Ведь теперь в московском метро и наземном транспорте на десяток уткнувшихся в смартфон, ноутбук или другие подобные виртуальные листки, не всегда найдётся хотя бы один человек, читающий книгу или газету. 

Мария Машина

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное