7 июня 1872 года запуск в эксплуатацию Московской конной железной дорог дал началу истории, хоть и гужевого, но всё-таки регулярного московского общественного транспорта в целом. До того времени горожане ведь ходили пешком или нанимали извозчиков. Прогресс уже стучался по мостовым России.
Правда, с 1847 года некоторые ещё ездили на линейках - многоместных экипажах, вмещающих 10-15 человек. Но они были очень неудобны для пассажиров, а в связи с громоздкостью - крайне медлительны.
А главное - ходили они нерегулярно, а по случаю, поэтому считать это общественным транспортом, если и можно, то лишь условно - и с большими натяжками и многими оговорками. Такое во многих местах было, если требовалось, и в далёкую старину.
Первая линия этой конно-железной дороги старой столицы или конки, коночки, как стали её сразу называть в народе, была построена в кратчайшие сроки - всего за один месяц! Длина первой дороги составила 4,5 версты.
Как часто водится на Руси, её и построили-то не столько для собственного удобства, а конечно же, чтобы не ударить в грязь лицом перед заграницей.
Ведь тогда полным ходом уже шла подготовка к крупной и престижной международной Политехнической выставке. Вот и была проложена специально для этого первая линия.
Кроме того на открытие выставки ожидался приезд важных делегаций, в том числе во главе с Государем Императором Российским.
А поскольку линейки не только затрудняют движение карет, но также разрушают и сильно загрязняют мостовую нечистотами, было решено к открытию выставки запустить временную линию трамвая на конной тяге.
На ней посетители доезжали до центра города без проблем. Линия конно-железной дороги прекрасно соединила Воскресенские ворота со Смоленским (сейчас - Белорусским) вокзалом.
В первой газетной заметке ошибочно сообщалось, что дорога предназначена для военных целей и построят её вообще за десять дней. Неточность журналиста была вызвана тем обстоятельством, что строили дорогу военные.
Первая линия такой конно-железной дороги была торжественно открыта. Она, конечно же, вызвала живой интерес у москвичей и гостей города. Они быстро оценили преимущества конки и охотно ей пользовались.
Поэтому первая линия просуществовала аж два года после закрытия Политехнической выставки. Хотя её строили как временную и должны были разобрать сразу после завершения выставки.
Новое средство передвижения нахваливали прессе: «Вагоны очень красивы, по изяществу отделки и удобству не оставляют желать ничего лучшего. Сидения устроены наверху и внизу вагонов, всего на 40 человек, полагая по 10 человек на каждой скамейке».
Однако отмечалось, что для москвичей конка - больше не средство передвижения, а развлечение. Журналист «Русских ведомостей» писал: «Вагоны железной дороги переполнены публикой, по преимуществу едущей просто ради любопытства, посмотреть, как это ездят по таким дорогам».
За последующие 15 лет общая протяжённость трамвайных путей на конной тяге выросла в десять раз. Стало уже 11 маршрутов, самый короткий проходил по Бульварному кольцу, самый длинный - от села Богородского до Ильинских ворот.
Затем были добавлены ещё восемь маршрутов. В часы пик вагоны ходили через 6-8 минут. Стоимость проезда менялась. Сначала место на нижнем этаже стоило 15 копеек, а на верхнем - 10, так как наверху не было крыши. Потом цена упала соответственно - до 5 и 3 копеек.
Чуть позже ввели дифференцированную тарификацию проезда в зависимости от расстояния.
К концу XIX века разросшаяся сеть трамвайных линий была поделена на две зоны. Проезд в пределах одной зоны по-прежнему стоил 5 и 3 копейки в зависимости от этаже. Если пассажир пересекал две зоны, то и цена возрастала вдвое.
Также был введён прообраз тарифа «90 минут». Только тогда это были «60 минут»: оплатив проезд в трамвае, человек мог совершить любое количество пересадок в течение часа.
Кроме двухэтажных в Москве существовали и одноэтажные коночки. Вот так их описывали:
«В вагоне 5 поперечных скамеек, каждая из которых на 4 пассажира. Скамейки имеют откидные спинки... Пассажиры сидят в вагоне лицом вперед, когда же вагону нужно дать задний ход и перевести лошадей на противоположную сторону, спинки у сидений откидываются... пассажиры по-прежнему садятся лицом вперед. Если две скамейки заняты знакомыми,.. пассажиры получают возможность сидеть лицом друг к другу».
Такими были летние вагоны. И согласитесь - несложное, но очень удобное приспособление, которое неплохо было бы внедрить и сейчас. Были и зимние - закрытые, защищавшие от сквозного ветра, снега и дождя, разделённые на два класса: первый, стоивший опять же 5 копеек, и второй - по 3 копейки.
В связи со скорым появлением электрического трамвая популярность вагонов на конной тяге неуклонно стала падать. Хотя и ей продолжали пользоваться ещё довольно долго, поэтому до 1911 года в Москве были оба вида трамваев.
Но всё-таки первый вид регулярного гужевого общественного транспорта был немногим быстрее пешехода: средняя скорость составляла лишь 8-10 километров в час. Это было вызвано тем, что на сложных участках лошади не справлялись. Трамваи останавливали, чтобы к двум основным пристегнуть ещё двух лошадей: только лишь вчетвером они могли тянуть вагоны вверх по склону.
Такими пристяжными конями обычно управляли простые крестьянские мальчишки, которые работали так целый день. Они настолько уставали, что нередко падали с лошади, а случалось, что даже и вместе с лошадью.
Вообще конка - это опасное средство передвижения по многим причинам. Такой трамвай мог наехать на зазевавшегося прохожего, врезаться в экипаж. Бывало, что пассажиры выпадали из вагона и обычно получали серьёзные травмы.
«Сооружена для того, чтобы ежеминутно сходить с рельсов и учинять контузии, - так иронично описал недостатки конки, но не забыл всё-таки и её достоинства Антон Чехов. - Внутри вагона сосуд со свинцовой примочкой - для лечения ушибов...
Верхотура стоит три копейки, а нутро пятак... Прислуга замечательно вежливая. Дамам говорит "вы" и не бранится... Внутри вагонов курить и учинять безобразия (все, кроме чтения «Московского листка») не дозволяется».
Возможно, как раз с того времени и пошла традиция безобразия чтения газет в общественном транспорте. Увы, в наши дни такое давнее "непотребство" уже стремительно уходит в прошлое.
Ведь теперь в московском метро и наземном транспорте на десяток уткнувшихся в смартфон, ноутбук или другие подобные виртуальные листки, не всегда найдётся хотя бы один человек, читающий книгу или газету.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...