О нотной грамоте слышали все. Более того, любой, даже совершенно далёкий от музыки человек сможет перечислить эти семь звуков. Но даже далеко не все музыканты знают об их происхождении. Давайте разберёмся с самого начала.
Почему алфавит, основа и гимн музыки именно вот это "До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си"? Когда, почему, благодаря кому и зачем они появились? Что-то вообще значат эти нотные буквы или звуки? Или ничего не значат, а используются для простоты и удобства?..
Изобретателем всемирно известной нотной грамоты является итальянец Гвидо д'Ареццо - монах Гвидо Аретинский, живший в 990-1160 года. Как и много чего ещё прекрасного в те времена, нотная грамота также родилась вблизи Флоренции, а именно - в небольшом городке Ареццо.
Как тогда, так и сейчас это - один из самых красивых городов Тосканы. А древние вымощенные булыжниками улочки Ареццо хранят память многих знаменитых людей и интереснейших событий многих веков...
В самой же Флоренции монаху-музыканту установлен памятник, который напоминает нам прежде всего об этом "До-Ре-Ми.."
Гвидо Аретинский был учителем музыки и хорового церковного пения при нескольких храмах. Он также много путешествовал по Италии, встречался с Папой Иоанном XIX, а параллельно с этим постоянно думал и трудился над созданием удобной музыкальной грамоты, которая могла бы стать общепринятой.
Ведь это значительно облегчило бы освоение азов музыки начинающим и очень сильно способствовало распространению лучших произведений по всему миру.
Однажды, стараясь придумать наиболее легкий способ заучивания новых незнакомых мелодий для песнопения, монах Гвидо и придумал систему сольмизации на основе акростиха молитвы Иоанну Крестителю:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes
Это, конечно, по латински. А в переводе на русский: "Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн".
Ну нам-то, понятно, по-русски важен смысл, а вот по-латински - звук, звучание...
Важно, что названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, благодаря чему их удобно петь. Но слог ut - закрытый, поэтому его пропеть подобно остальным невозможно.
Но и эту проблему решили, правда, значительно позже. В шестнадцатом веке название первой ноты октавы "ut" заменили на "do". Видимо, это было взято от латинского слова Dominus - Господь.
В разное время в разных местах музыкальные буквы называли по разному. Потом пришли к единому - всем понятному и удобному толкованию. Современная интерпретация названий нот выглядит таким образом:
Do - Dominus - как уже было сказано: Господь;
Re - rerum - материя;
Mi - miraculum - чудо;
Fa - familias рlanetarium - семья планет, то есть - Солнечная система;
Sol - solis - Солнце;
La - lactea via - Млечный путь - наша галактика;
Si - siderae - небеса.
Всё со смыслом.
Во время выступления хора дирижёр Гвидо для указания нот использовал левую руку. Он, сгибая суставы пальцев, указывал певцам, какую ноту брать в это время.
Музыкальному монаху, помимо всего прочего, принадлежит огромная заслуга также и в прогрессе письменной нотной грамоты.
Впоследствии, талантливый музыкант-монах начал отмечать звуки нотами (опять же от латинского слова nota - знак). Эти ноты были заштрихованными квадратиками, которые размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий.
Теперь таких линий стало пять, а ноты изображают кругом, а не квадратом, но сам принцип, введённый Гвидо с самого начала, остался без изменений.
Благодаря авторитету Гвидо Аретинского латинская буквенная нотация утвердилась как общепринятая в Западной Европе, а затем и во всем мире. Она неизменно сохраняется сейчас и, видимо, уже никогда не изменится.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...