Как туберкулез стал источником вдохновения?

14 марта 2018 20:55

Конечно, мы во многом похожи на своих ближних и дальних предков. Наследственность - вещь очень выгодная: вместо того, чтобы признаться в своей слабости и лени, и начать работать во всю силу, можно легко сослаться на тунеядцев, алкоголиков и дураков в своем роду. Вот уже всё это - и не твои грехи, а их...

Дегенеративный гений

 «Болезненность, безумие и смерть - черные ангелы, который стояли у моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь, сказал под конец жизни известный норвежский живописец Эдвард Мунк. - Рано умершая мать передала мне бациллу чахотки. Сверхнервозный отец, богобоязненный до безумия, передал мне склонность к сумасшествию». 

Многие его уже при жизни считали величайшим гением, другие называли представителем дегенеративного искусства. 

Эдвард родился в семье военного врача. Его болезненная религиозность негативно сказывалась на всех детях. Эдвард плохо спал из-за навязчивых мучительных видений.

Однажды в семье случилась большая ссора по основополагающему вопросу: сколько времени грешники должны гореть в аду? После этого Ждвард пошел побродить по улицам, подышать свежим воздухом.

Вернувшись, он увидел отца молящимся на коленях. Это так сильно поразило его, что он не смог заснуть, чтобы не зарисовал эту сцену в блокноте. Карандашный эскиз, конечно, не мог передать отблеск света и игру теней. Поэтому Эдвард выполнил рисунок в цвете. Только после этого он спокойно лег спать.  

«Больные девочки» Эдварда Мунка

Кристиан Мунк не сразу стал таким. В молодости напротив - был романтичен, любил путешествовать, но со временем превратился в нервного старика, страдавшего приступами благочестивого раскаяния и наполнявшего своим страхом весь дом, - пишет со слов художника арт-критик и искусствовед Любовь Лебедева. - Не самый удачливый доктор остро переживал, когда не мог помочь пациенту. 

Он начинал метаться по комнатам, заламывая руки, рвал на себе волосы и кричал, что он - никуда не годный врач. После смерти жены (Эдварду было пять лет), отец стал уделять много внимания религии. 

Вести хозяйство стала родная сестра покойной Карен Бьёльстад. Художник изобразил её в картине «Больная девочка». А такая болезненность была присуща не только Эдварду, но и остальным детям. Его старшая сестра Юханна София заболела туберкулезом.

Её мучительное угасание произвело на Эдварда даже более сильное впечатление, чем смерть матери, - считает Любовь Лебедева. Девушка умирала в горячке, её мучали галлюцинации, она постоянно умоляла спасти её.  

Мунк всегда руководствовался принципом писать то, что знает. Его работы полностью отражают внутренний мир и личностные переживания художника. Темами мрачных картин были болезни, тоска, одиночество, сложные отношения мужчин и женщин, конечно же - смерть.

Многие сюжеты у Мунка повторялись. За 40 лет он шесть раз возвращался в живописных полотнах к смерти сестры, а кроме того создал несколько рисунков и гравюр на эту же тему.

Туберкулез был тогда, конечно, в числе самых распространённых болезней. И многие выдающиеся художники писали больных детей, подпертых подушками в кроватках и креслах, потому что им было трудно дышать. В 1930 году в письме к директору Национальной галереи Эдвард Мунк отметил, что этот период был «эпохой подушки».

Смерть - как начало и надежда 

Конечно, импрессионисты легкостью мазка, светом, цветом и воздухом оказали влияние на норвежского художника, но первая серьёзная работа, по мнению самого Мунка, ставшая «выдающимся прорывом» и заложившая основу будущих картин, ближе к экспрессионизму.  

Часть комнаты с незамысловатой обстановкой: стол со стаканом, шкафчик с бутылкой, темный плед, а в кресле сидит девочка. Рыжеволосая голова ярко выделяется на белой подушке, лицо освещено, хотя источника света нет - штора задернута.Искусствоведы трактуют это как зловещий образ смерти.   

Возле ребенка сидит сломленная горем женщина: видна только  склоненная голова с пучком волос. - У неё не хватает сил смотреть девочке в глаза. В центре композиции - их крепко сжатые руки. По мнению критика Патриции Донахью, словно ребенок, зная, что больше ничего нельзя сделать, утешает обессилевшего взрослого. 

Первые зрители подвергли картину разгромной критике. Многие сочли, что художник отдал на выставку незаконченный этюд, и лучше всего-  просто молча пройти мимо. Но это была попытка Мунка выразить горечь и чувство вины: сам, чуть не умерший от туберкулеза, он скорбел ушедшим родным.

Американская исследовательница Мишель Факос делает вывод, что красочный слой с использованием техники импасто (сочная накладка краски) и сильные вертикальные мазки кистью придают изображению, расположенному на небольшом расстоянии от зрителя, размытость, будто он смотрит на происходящее сквозь слёзы или вуаль памяти. 

Работа 1889 года, также посвященная сестре, не так печальна. Уже само название «Весна» должно вселять надежду. Вместо зловещей шторы - залитая солнцем комната, ветер радостно надувает, словно паруса, занавески из тюля. На подоконнике стоят цветущие  растения, даже в графине на столе - яркий цветок.

Но женщина и девочка очень напоминают героинь «Больного ребенка». И несмотря на оптимистичное название, девочка отвернулась от окна, видимо понимая и показывая, что этот свет уже не для нее.

Её смерть неотвратима, но для утратившего веру после кончины сестры Мунка эти лучи, ветерок, покой и сама весна - символ жизни - дают надежду. Уход ребенка становится только началом нового. 

«Из моего гниющего тела вырастут цветы. Я в них, и в этом бессмертие», - сказал как-то не шибко оптимистично Эдвард Мунк. 

Конечно, каждый представляет вечность и бесконечность по-своему. Может быть и это по вере дано будет?..  

Петр Дульнев

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное