Ещё как летают! Только не те сказочные существа, а такие, которые сошли с чертёжной доски конструкторского бюро компании «МакДоннел Эркрафт» из Сент-Луиса, что в штате Миссури. Несмотря на весьма несуразный вид и, увы, коммерческий неуспех, микроистребитель ХР-85 не просто исправно летал, но даже поднял «МакДоннел» на самую верхнюю планку среди авиастроителей США.
Уроки, полученные стратегической авиацией США во время воздушной битвы за Германию в 1943-45 годах, говорили однозначно: бортовые пулемёты не помогут бомбардировщикам, неприкрытым истребителями сопровождения, выполнить задачу и избежать тяжёлых потерь.
А в штабе Стратегического командования ВВС США уже вызревали наполеоновские планы «крестового похода на СССР». Планировалось, в том числе проникновение бомбардировщиков с атомными бомбами вглубь территории Советского Союза, куда ни один истребитель из-за ограниченного радиуса действия их сопроводить не смог бы.
Логичным решением проблемы американским стратегам виделось оснащение бомбардировщиков, перевозимыми прямо с собой истребителями. Уже в зоне действия советских ПВО такой истребитель должен бы был вылететь с борта, чтобы отбить русские атаки, а затем вернуться обратно - в бомбоотсек носителя.
Ознакомившись с задумкой генералов ВВС, инженеры ведущих авиаконцернов закрутили пальцем у висков: военные совсем спятили! Так же отреагировал и маститый конструктор серьезной компании «Кертис» Герман Берки. Но когда фирма «МакДоннел Эркрафт» начала дополнительный набор специалистов для работы над подвесным истребителем, он бросил насиженное место и ушёл к Маку. Такой уж человек - хлебом не корми, лишь бы решить нерешаемую задачу...
Он возглавил команду, рискнувшую осуществить фантастический проект ХР-85 «Гоблин». Именно так назвали подвесной истребитель для вооружения перспективного, хотя ещё не летавшего, супербомбардировщика В-36, издевательски названного «Писмейкер», в переводе - «Миротворец».
Компания «МакДоннел» была в то время никто - ни одной собственной разработки, только по лицензии выпускала мелкие учебно-тренировочную самолётики. Возможно, именно это придало главе Джеймсу МакДоннелу с главным конструктором Гарретом Ковингтоном ухарской решимости. В случае неудачи авторитета не убавиться, потому что его и так нет, зато при успехе он появится - да ещё какой!
Изделие, как на жаргоне конструкторов разных стран, называется боевая техника, надо было вписать в цилиндр 4,57x1,7 метров - по размерам переднего бомбоотсека В-36.
Перед кабиной предусмотрели место для четырёх крупнокалиберных пулемётов и, самое главное, смонтировали убирающийся крюк для подцепки к выдвижной трапеции бомбардировщика. Шасси машинка по техзаданию не имела, подразумевалось, что она без проблем вернётся на летающий авианосец. Всё-таки инженеры предусмотрительно - на всякий случай - оснастили первый опытный экземпляр посадочной лыжей. Оказалось, что совсем не зря!
Сошедшее со стапелей сборочного цеха, у пилотов вызвало оторопь. Это чудо без перьев летать никак не могло! Просто какая-то бочка с куцыми крылышками и причудливым хвостом. Но то - у нормальных пилотов, а в испытателях таких не держат.
И 23 августа 1948 года испытатель Эдвин Шо отцепил бочку от носителя и попробовал на ней полететь. Шасси аппарат не имеел, откуда стартовал - туда должен был и вернуться. - Страшно аж жуть... Но в мужестве, опыте и мастерстве этому пилоту не откажешь - палубный лётчик-истребитель во время войны сбил над Тихим океаном четыре японских самолёта.
К удивлению Эдвина, самый маленький в мире реактивный истребитель полетел совершенно нормально! Машина хорошо реагировала на команды, но попытка вернуться на борт носителя - бомбардировщика В-29 «Суперкрепость» - прибавила пилоту седых волос.
Шо и оператор стыковки Лестер Иш изощрялись что есть сил, пытаясь поймать друг друга самолетным крюком и лапой трапеции. Но турбулентные потоки, срывающиеся с фюзеляжа бомбардировщика, и неумолимый закон Бернулли, гласящий, что тела в потоке газа притягиваются друг к другу, сильно осложняли задачу.
Просто беспощадно мотало «Гоблина» во все стороны, и стыковка никак не удавалась. А на третьем заходе Шо не удержал машину и сильно приложился остеклением кабины о трапецию. Колпак разлетелся вдребезги, с пилота сорвало шлем.
«Отлетался парень, - глядя в иллюминатор, подумал Иш. - Похоже, оторвало голову!» - Но Эдвин Шo сумел сохранить управление и посадить «Гоблин» брюхом на дно высохшего озера Мюрок так аккуратно, что самолёк нуждался лишь в косметическом ремонте.
У лётчиков-испытателей мозги устроена по-особому. Половины предохранителей там нет ещё с рождения, часть сгорели в полётах, а остальные заменены на схемы, допускающие запредельные перегрузки. - Шо снова сел в кабину «Гоблина».
Эдвин выполнил ещё приличное количество полётов, ему трижды подряд удалось успешно состыковать «Гоблина» с носителем. Но также три вылета закончились на той же поверхности гостеприимного озера Мюрок.
Удалось замерить максимальную скорость ХР-85, оказавшуюся равной 503 км/ч, что было на 100 км/ч меньше, чем у его носителя - четырёхмоторного винтового бомбардировщика!
«М-да, - мрачно вздохнули генералы. - Против МиГ-15 - маловато будет». Стало ясно, что и было ясно с самого начала: сделать из микроистребителя полноценного защитника не получится. Программу ХР-85 закрыли.
Однако авиаторам хватило ума не упрекать конструкторов за неуспех «Гоблина»; инженеры выжали из металла всё, что могли, и не их вина, что техзадание на подвесной истребитель изначально было нереальным.
Более того, после работ над ХР-85 «МакДоннел Эркрафт» приобрела среди авиационных генералов репутацию команды, которая если за что-то берётся, то уж делает! С тех пор компания стабильно входит в обойму ведущих поставщиков ВВС США.
Эдвин Шо умер смертью лётчика-испытателя - погиб в сентябре 1951-го при испытаниях истребителя F2H3 «Баныии». А его «конёк-горбунок» пережил своего пилота; оба экземпляра «Гоблина» сегодня экспонируются в авиационных музеях США, вызывая изумление посетителей: «Неужели такое летало?!»
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...