Скрипки из мастерской знаменитого мастера Антонио Страдивари реально стоят дороже золота. Поэтому на них играют только увенчанные многочисленными наградами лавровыми венками славы лучшие музыканты нашей планеты.
Остальным же скрипачам приходится довольствоваться инструментами более низкого достаточного для них уровня. Но и такие скрипки, хорошо звучащие как соло, так и оркестре, стоят порядка 20 тысяч долларов. И они тоже по карману далеко не всем. А поиски главных секретов Страдивари продолжается, но результатов всё также нет.
Почему он не оставил рецептов своих божественных технологий? Этот вопрос давно подвис в воздухе, не давая вроде бы никаких шансов разгадать загадку музыкального золотого сечения.
Однако благодаря упорству и таланту, а в некой степени и озарению сотрудника Швейцарской федеральной лаборатории материаловедения и технологий профессора Фрэнсиса Шварца, ему недавно удалось всё-таки повторить достижения великого итальянского мастера.
Шварц - биолог, химик, ботаник и музыкант - не сомневается, что близок день массового производства скрипок, альтов и виолончелей не хуже раритетных инструментов Страдивари.
Антонио Страдивари использовал для изготовления своих смычковых инструментов древесину деревьев, активно росших в аномально холодный период, который был в Европе между 1645 и 1715 годами. Поэтому всегда считалось, что на неповторимо прекрасный звук влияет именно это.
Но Шварц на практике показал, что действительности это соответствует только во вторую очередь. Главную же роль в получении идеального скрипичного материала играют мельчайшие грибки Phisisporinus viteus и Xilaria longipes. Они не разрушая древесиную структуру, под воздействием колебаний температуры делают её пористой.
Как раз пористость очень сильно влияет на акустику. Самый деликатный момент - суметь регулировать работу грибков. Если этого сделать не удастся они превратят мембраны клеточной ткани дерева в микроскопическую, невидимую невооружённым глазом, труху. Тогда музыкальные инструменты будут звучать просто отвратительно.
Антонио Страдивари, получается, знал о капризных чудо-грибках, привлекал их к работе и грамотно её организовывал. Зрелость материала для изготовления инструментов, он проверял остро отточенным ножом и постукиванием оловянной ложкой. Он обладая идеальным слухом и, вслушиваясь в вибрации дерева, всегда безошибочно угадывал степень зрелости.
Фрэнсис Шварц зрелость заготовок, необходимых для изготовления инструментов под Страдивари, определяет с помощью современных электронного микроскопа и акустических приборов. Он останавливает в точно нужный момент работу грибков идеально проникающим в древесину оксидом этилена.
Сами такие идеальные - лучшие со времен после древнего мастера - инструменты делают мастера Мартин Шлезке и Михаэль Ронхаймер. Их Скрипки объективно ничуть не хуже скрипок Страдивари.
Эксперты, музыканты мирового уровня, долгие годы играющие только на скрипках Страдивари, в этом убедились, став слушателями и участниками необычного концерта. Стоящий за занавесом скрипач Мэтью Траслер поочерёдно играл на скрипке Страдивари и на современной скрипке технологии профессора Шварца.
Никто из присутствующих звёзд музыки не заметил разницы. Все эксперты сошлись во едином мнении: "так звучать может только чистокровный Страдивари".
Если профессор Шварц преуспел в искусстве получать звучащую под Страдивари древесину с помощью грибов и химического реагента, его предшественники, которым удавалось разжиться материалом для производства древесины, чуть уступающей такой, которую использовал мастер из Кремоны, двигались несколько иным путём.
Отправлялись с топорами и пилами к домам, предназначенным из-за ветхости под снос, и искали очень сухие, покрытые белым грибковым налётом еловые брёвна. Из брёвен выпиливались небольшие фрагменты, издающие от ударов деревянным молотком не глухие, а объёмные и звонкие живые звуки.
Долго хранящаяся под слоями штукатурки старинных зданий консервированная древесина - идеальный материал для изготовления деревянных музыкальных инструментов, не только смычковых и щипковых, но ещё духовых и ударных.
Именно поэтому в Европе действует законодательство, предписывающее использовать в качестве топлива сносимые деревянные домовые конструкции исключительно после того, как отберут то, что необходимо для творчества.
Смычковые, сделанные из слежавшейся древесины, у профессиональных музыкантов ценятся очень высоко. Процесс производства одной скрипки или альта порой занимает несколько лет. Товар штучный. Выкладывают концертирующие виртуозы за него суммы с многими нулями. Зато такой инструмент со временем не поплывёт - его акустические характеристики точно не ухудшатся, но могут только улучшаться.
Инструменты, рождённые благодаря открытию Шварца, как полагают некоторые эксперты, подвержены риску потери голоса, потому что химическо-технологические процессы, если можно так выразиться, прекращаются только на грубом уровне, никогда не прекращаясь на уровне тонком, атомарном.
Фрэнсис Шварц, впрочем, считает, что в данном обстоятельстве это не критично. Инструменты гарантированно могут звучать не хуже инструментов Страдивари по меньшей мере столетие. По истечении этого срока, если наши более продвинутые технологически потомки заметят ухудшение параметров, они непременно изыщут способ исправить положение.
Мнение о том, что в России нет школы скрипичных мастеров, совершенно не соответствует действительности. Она есть. Просто годы, прошедшие после распада СССР, нанесли ей ощутимый ущерб. Многих ярких умельцев приютили Европа, США, Китай и Япония.
Россияне, надо отдать должное, никогда не были вещью в себе. Болеют за общее дело инструментальных мастеровых. Лауреат Первого международного конкурса скрипичных мастеров Владимир Китов собственноручно изготовил бесценный приз - шедевр ювелирного искусства из золота, серебра и бриллиантов - Золотой рубанок.
Он вручается победителю вместе с дипломом «За индивидуальный вклад в искусство построение скрипок и следование традициям лучших итальянских мастеров».
Один из таких рубанков достался нашему соотечественнику Борису Вишневскому за виолончель. Их также получили японец Хироси Кикута за скрипку и итальянец Марко Осио за альт. Советские и российские мастера на скрипичных конкурсах часто были вне конкуренции, брали золотые медали.
И сейчас надежды на грядущие блестящие победы вполне оправданы.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...