Любимой забавой многих властителей европейских и азиатских государств была и до сих пор остаётся соколиная охота. В чём же её прелесть?
В России в XV-XVII веках существовал даже придворный чин сокольничего. В большом почёте такие специалисты были у властителей по всему миру.
Современные правители нашей страны, также как и западные, эту традицию не продолжают. С коммунистических времён высшее руководство предпочитает охотится в Завидово и других специальных заказниках с помощью ружей на лосей и кабанов.
Однако, хищные пернатые тоже нашли своё применение в центре России. Они активно используются для защиты кремлёвского комплекса - прежде всего куполов и крыш - от нашествия голубей и ворон.
В первозданном виде соколиная охота сейчас существует в основном на Ближнем Востоке. В правящих династиях и демократических правительствах Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов, Кувейта, Бахрейна и других стран царит непреходящий культ этого престижного спорта, отдыха и просто приятного препровождения времени.
У аравийских принцев и соседних шейхов боевой сокол, развивающий скорость до 320 километров в час, вызывает мощный охотничий азарт. Они готовы платить за хороших соколов многие тысячи долларов.
Иметь таких прекрасных птиц там - настолько же престижны, как иметь роскошные дворцы, персональные самолеты, огромные яхты и отделанные золотом лимузины.
Птицы соколиных пород на протяжении столетий отлавливались во время перелёта через Аравийский полуостров. Затем они использовались для охоты зимой, после чего отпускались на волю в места гнездования. Но со временем миграционные потоки соколиных иссякли. Вереницы соколов над пустынями сейчас уже не летают.
Пернатых охотников привозят на арабский Восток теперь в основном из Средней Азии. Новым неприятным явлением стал нелегальный вывоз разных видов соколиных с Камчатки, из Северо-Западного Китая и Монголии и других регионов, где гнездятся особо ценные крупные соколы.
Уже достаточно давно образовался огромный чёрный рынок по торговле редкими охотничьими птицами. Его оборот оценивается примерно 500 миллионов долларов в год. Хотя настоящего объёма бедствия никто, конечно же, не знает.
Нелегальная торговля соколами всё серьезней ставит под серьёзную угрозу существование всего вида. Природозащитные организации считают, что только из Средней Азии за год нелегально вывозится примерно пятнадцать тысяч соколиных. Нередко перевалочной базой становится, увы, и Москва.
Председатель Союза сохранения вымирающих видов животного мира Алан Пэррот заявил, что в этом чёрном бизнесе целые правительства и многие ближневосточные монархи-принцы спелись с организованной международной преступностью и коррумпированными учёными.
Прямые связи арабы наладили с представителями правительств Казахстана и Узбекистана. Высокопоставленным чиновникам предлагают большие деньги за официальные приглашения и специальные, хотя и далеко не всегда легальные, разрешения на охоту.
О таком случае написала казахстанская газета «Караван блиту». - Полиция остановила колонну роскошных внедорожников, в которых были найдены ловушки для соколов и голуби для их приманки.
Однако сынов пустыни задержать не смогли. Ведь во главе группы был аж шейх Мухаммед ибн Дисмаль аль Суведи - дипломат Объединённых Арабских Эмиратов, у которого имелось разрешение на проведение охоты почему-то от Министерства иностранных дел Казахстана.
Численность казахстанского сокола, которого шейхи называют «хур» (т.е. - бесценный), за последние десять лет катастрофически сократилась - в десятки раз. А ведь сокол - и без того штучный товар.
При сохранении такого положения, как считают эксперты, уже за ближайшее десятилетие в Центральной Азии будет утрачено большинство соколиных самок, способных к воспроизводству.
Стремительно - порой вдвое за год - сокращаются соколиные популяции и в других местах их традиционного обитания. Скоро их может вообще не остаться на планете Земля! Разве, что несколько десятков в зоопарках и частных руках...
В ряде стран предпринимаются меры по выращиванию соколов в неволе, что могло бы сохранить их поголовье в естественных условиях. От 200 до 300 птиц в год поставляют арабским клиентам с соколиной фермы в Великобритании. Германские птицеводы доводят это количество до 1000.
У специалистов существуют серьёзные сомнения, смогут ли одомашненные соколы заменить своих диких собратьев. В конце охотничьего сезона, выпущенные на волю, они могут внести приобретённые более мирные генетические особенности в последующие поколения.
Выросших в вольерах птиц арабские охотники не любят. Сокол, как указано в старом трактате, должен быть преисполнен ярости и злости, быть готовым убивать. Этих качеств у птиц, выведенных в неволе, обычно уже нет.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...