Почему Микеланджело ненавидел Сикстинскую капеллу?

07 марта 2018 18:31

С городом-государством Ватикан у многих ассоциируется Сикстинская капелла, и это неспроста. Над росписью этого сооружения трудились самые выдающиеся художники эпохи Возрождения, но самый большой восторг у посетителей этого памятника истории вызывает потолок. Его украшением занимался Микеланджело. Здание Папы Римского художник искренне ненавидел, почему так случилось и, как создавалась Сикстинская капелла, разберемся.

В 1477 году были заложены первые кирпичи обреченной на великое будущее Сикстинской капеллы. Предполагалось, что это здание будет служить обороне, а именно - станет убежищем Папы Римского Сикста IV. Как вы уже догадались, именно в его честь здание получило свое название.

Итак, из-за своего изначального предназначения Сикстинская капелла внешне совсем непримечательна. Впечатляют, конечно, ее размеры - 13,41 м х 40,93 м, а высота достигает 20,70 м. А впечатляют они потому, что один к одному повторяют описанный в Ветхом Завете Храм Соломона.

Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино, Козимо Роселли и, конечно, Микеланджело - эти великие художники приложили свои кисти к облику нынешней Сикстинской капеллы. Габелены, украшающие здание, создавал сам Рафаэль. Всего же было создано 16 уникальных фресок, четыре из них забрало время, а 12 достаточно хорошо сохранились. Все изображения являются выражением библейских тем.

Первым за потолок капеллы взялся Piermatteo d'Amelia, этот художник превратил холст в золотое звездное небо, но папе такая идея не пришлась по вкусу. Тогда потолок закрасили и к работе был приглашен Микеланджело Буонарроти.

От своих художественных способностей маэстро часто открещивался, говоря, что он больше скульптор. Но предложение папы было воспринято гением как некое испытание, он принялся за дело. На протяжении пяти лет Микеланджело занимался потолком здания, своим современникам художник говорил о том, как ему наскучила капелла. «Вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком», - твердил Буонарроти. Существует версия, по которой потолок Микеланджело разрисовывал в положении лежа, но это не так. Подобно тому, как сегодня маляры сооружают деревянные стойки для работы на высоте, художник стоя работал над своим шедевром.

В центре ансамбля располагается картина «Сотворение Адама», она вызывает массу обсуждений. Ученые сходятся во мнении, что Бог на красном фоне символизирует мозг человека. Кстати, изображение Бога - явление крайне редкое, Микеланджело воссоздал его в образе седовласого старика. Именно после работы художника образ Бога стал часто появляться на других картинах в подобном виде.

Прошло около 25 лет после окончания работы над потолком, Микеланджело пригласили заняться росписью другого объекта - алтарной стены капеллы. Для того, чтобы освободить место для творения гения была снова уничтожена работа другого автора - Перуджино. Площадь стены - 200 квадратных метров, ее маэстро заполнил библейской сценой под названием «Страшный суд».

Фреска разбила священнослужителей на два лагеря - сторонников и противников. Герои были обнажены и это не все восприняли с восторгом. Своим оппонентам Микеланджело отомстил очень творчески - изобразил одно из них Бьяджо да Чезена с ослиными ушами. И это еще не все, несчастного обвивала змея, что значило его наказание за похоть и отправку в преисподнюю. Прошло немного времени и других художников привлекли для «прикрытия срама», они изобразили листы растений на интимных местах, добавили немного одежды и животных. Такой поступок, конечно, нанес ущерб и фреске, и самолюбию гения. А пришедший к власти папа Климент VIII в 1590 году и вовсе хотел уничтожить «Страшный суд», но его никто не поддержал и фреску сохранили.

Анастасия Ольгина

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное