Здание «Дакота» - одно из самых знаменитых и легендарных в Нью-Йорке. Даже многие из тех, кто никогда не бывал в «Большом яблоке», видели величественное строение, возвышающееся по соседству с Центральным парком огромного города.
Роман и правда жизни
В романе Джека Финнея «Меж двух времён» подробно говорится про нью-йоркский дом - это полноправное действующее лицо, которое помогает главному герою перенестись почти на 100 лет назад.
В беседе автора проекта путешествий во времени профессора Данцигера с художником Саем Морли, которому предстоит выполнить важную миссию в далёком прошлом сказано:
«До этого дома отовсюду так далеко, будто он где-то в штате Дакота. В Нью-Йорке есть другие здания, сохранившиеся неизменными с давних пор. Но «Дакота» - нечто уникальное. Предположим, что вы стоите у окна верхнего этажа и смотрите вниз, в парк: дело происходит на заре, когда машин может не быть вообще. Здание сохранилось без изменений с постройки: комната, в которой стоите, возможно, даже стекло, сквозь которое смотрите, а что истинно уникально для Нью-Йорка: что видите из окна, тоже не изменилось!
Эта пустая безмолвная квартира существует давно прошедшим летом так же, как она существует летом наступающим. Одна и та же, не изменяющаяся, она реально существует в обоих временах. Я считаю едва-едва возможным, но всё-таки возможным, - что будущим летом человек может выйти из этой неизменившейся квартиры и очутиться в другом лете...»
Книга Финнея, изданная в 1970 году, мгновенно стала бестселлером. Какие чувства испытывали тогда жильцы «Дакоты»? И что они чувствовали через 10 лет, когда их знаменитый сосед был убит перед своим подъездом?.. Проживающие там не отличаются словоохотливостью.
Но дом сам может рассказать о себе многое. Вот - наиболее интересные факты о доме вне времени.
1. «Дакота» построена по проекту создателя всемирно-знаменитого отеля «Плаза» архитектора Генри Харденберга. Заказчик исторического дома - глава компании «Швейные машины Зингера» Эдвард Кларк, удачливый бизнесмен и меценат.
Получив заказ на застройку пустынного участока на окраине города, он решил совместить в одном проекте северо-германскую и французскую архитектуру. Это у него получилось довольно хорошо - здание, похожее на средневековую ратушу в ганзейском городе, спланировано при этом как типичный парижский доходный дом начала второй половины XIX века.
2. По первоначальному плану во всей занимающей целый квартал 10-этажной «Дакоте» было всего 65 квартир. Ведь архитектор планировал жилье в расчёте на заказчиков с достатком намного выше среднего. Кроме того предусматривались многочисленные помещения для прислуги, а также кладовые, служебные лестницы и даже кухонные лифты, зимний сад, игровой и гимнастический залы, общая столовая с пяти-метровым камином и дубовым резным потолком.
«Дакота» одна из первых в огромном городе могла похвастаться центральным отоплением и даже собственной автономной электростанцией! Во дворе были устроены площадки для детских и взрослых игр, теннисный корт, там же находились каретные сараи.
3. Безусловным новшеством стали двусветные квартиры - окна гостиных и спален «Дакоты» выходили на улицу, а кухни и подсобные помещения были обращены во двор. Так квартиру можно было легко и быстро проветрить.
4. Квартиры в «Дакоте» просторны и по сегодняшним меркам. Некоторые комнаты - залы - по 15 метров в длину. И всё это выложенл паркетом из дорогих сортов древесины: вишни и дуба. Кое-кто из владельцев квартир пожелал расхаживать по полам из красного дерева, и их желание было выполнено. Что же до Эдварда С. Кларка, вселившегося в «Дакоту» одним из первых, то несколько комнат в его апартаментах были отделаны чистым серебром!
5. Кларк умер, не дождавшись окончания строительства. «Дакота» сильно истощила его средства. Но дом быстро окупился. Состоятельные ньюйоркцы - даже те, у кого была собственная усадьба за городом, с удовольствием подписывали договоры о покупке или аренде квартиры в этом доме. Жить в «Дакоте» стало модно. А этот проект положил начало целой серии роскошно отделанных зданий.
6. Одним из первых знаменитых жильцов стал фабрикант музыкальных инструментов Теодор Стейнвей. По соседству поселился его друг издатель Постав Ширмер, который принимал у себя таких гостей, как Марк Твен, Герберт Мелвилл и Пётр Ильич Чайковский.
Говорят, что великий русский композитор, приехав в Нью-Йорк на открытие сезона в Карнеги-холл, должен был остановиться именно у Ширмера, и он очень расстроился, когда увидел «Дакоту». Чайковский подумал, что всё здание принадлежит Ширмеру, и с досадой воскликнул: «А мы, композиторы, еле сводим концы с концами!»
7. Здесь проживали также актёр Борис Карлов, композитор и дирижёр Леонар да Бернстайн, кинозвёзды Лорен Бэкколл и Джуди Гарленд. Джон Леннон 8 декабря 1980 года был убит у входа в «Дакоту». Йоко Оно квартиру продавать не стала. А в память о Ленноне через дорогу от «Дакоты» - в Централ-парке был разбит сквер Strawberry Fields - «Земляничные поляны».
8. В «Дакоте» разворачивается действие одного из самых известных фильмов режиссёра Романа Полански «Ребёнок Розмари».
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...