Нынешнее значение само это слово получило только в 30-х годах прошлого века из-за того, что стала символом фашисткой Германии, кровавого Третьего Рейха и последующих печально известных событий. Раньше же в течение тысячелетий свастика или - ярга - обозначала исключительно процветание и благополучие.
Изначально это был символ Солнца у многих народов. Эти символы использовались по всей планете.
На Руси издревле и до разрушения патриархального уклада женщины вышивали и ткали узоры, в основе которых был крест с загнутыми концами. А названий у этого символа было множество, в каждом крае - своё.
В Тверских землях изображение свастики называли "вьюн", и в свадебной обрядности он означал продолжение рода молодой семьи, в южнорусском названии - "четыреног", со всей наглядностью показывал образ неукротимого движения. В Вологде крест с загнутыми концами называли "гуськами".
На русском Севере это изображение носило название "заяц", "заинька", "заюшка". И соотносился этот знак с бесконечным движением жизни на земле, подобно вечному бегу солнца, а по некоторым данным его корни уходят в схему нашей галактики, имеющей четыре рукава.
И в этом тоже проявлялось здравомыслие наших предков, почитание традиций и ценного опыта народа.
По степени распространенности свастики Россия тогда не уступала даже такой густо насыщенной арийской символикой стране как Индия.
Яргу можно встретить практически на любых самых разных предметах русского народного творчества: в орнаменте вышивки, в ткачестве, в резьбе и росписи по дереву, на прялках, на вальках, на набойных и пряничных досках, на оружии и экипировке, на керамике на полотенцах, передниках, скатертях, поясах, кокошниках, мужских и женских рубахах, сундуках, наличниках, ювелирных изделиях...
Одним словом - везде. Эти солнечные жизненные символы были распространены, в том числе и на православной священной церковной утвари, а до этого - на сакральных языческих предметах.
Знак свастики использовался постоянно русскими ткачихами, вышивальщицами, кузнецами и всеми остальными мастеровыми людьми. Они наносили его на очень многие свои изделия, возможно, что даже намного чаще других.
Обилие и разнообразие свастичных мотивов в нашей исконно русской народной вышивке способно просто повергнуть в шок неподготовленного человека, считающего свастику - чисто фашистским знаком.
Если собрать только русские полотенца, скатерти, подзоры, рубахи и пояса с вышитыми на них свастиками из запасников всех российских музеев и отечественных частных коллекций, то уже для их размещения не хватило бы даже всех огромных залов вместе взятых наших крупнейших музеев - Эрмитажа и Третьяковки.
Свастичные мотивы в народной вышивке и других древних промыслах встречаются не только в центре Руси, но и буквально повсюду - на её окраинах с края до края и вокруг: на Украине, в Белоруссии, по всей Восточной Европе и на юг - в Средней Азии и дальше.
Однако приоритет в использовании свастики, наибольшему количеству "ремейков" принадлежит, конечно же, Русскому Северу.
Это объясняется очень просто: с насаждением христианства наиболее упёртые и стойкие приверженцы старой веры уходили именно на Север - туда, где этого ещё не было, куда это придёт ещё не скоро, а за малолюдством на огромных пространствах легко было укрыться.
Начиная с конца 30-х годов, а особенно в начале 40-х годов ХХ века - после нападения фашистской Германии на Советский союз все предметы со свастикой, включая чуть ли не последнюю крестьянскую одежду с вышитыми на ней символизирующими благополучие знаками, повсеместно изымалась и уничтожалась.
Ведь теперь они приобрели уже другой - прямо противоположный смысл, несли ненависть, разрушение, насилие и смерть.
«На севере специальные отряды ходили по русским деревням и силой заставляли женщин снимать юбки, поневы, передники, рубахи, - пишет известный советский и российский писатель, доктор философских наук Валерий Дёмин. - Их тут же бросались в огонь».
В некоторых местах дело доходило до того, что опасаясь репрессий, сами крестьяне начинали уничтожать полотенца, предметы одежды с вышитыми на знаками свастики.
«Даже те бабушки, которые век от века вышивали этот знак на рукавицах, после Отечественной войны стали называть его «немецким знаком», - отмечает историк, религиовед, культуролог, публицист Роман Багдасаров.
Советской властью свастика всячески искоренялась из народных промыслов. Хотя она даже тогда ещё присутствовала на денежных купюрах и на печатях государственных учреждений. Но было лишь вынужденной временной мерой. Позже свастика была убрана и здесь.
Хотя существуют сферы, искоренение свастики из которых было затруднительно. В первую очередь, это - архитектура.
Мы и сейчас можем видеть множество свастичных символов и орнаментов на многих архитектурных памятниках - свидетелях прошлых эпох с древности достаточно далёкой. Это касается, как внешнего оформления зданий, так и интерьеров.
Свастичные символы в архитектурных элементах можно наблюдать практически по всей России, а наибольшее количество ярги в архитектуре встречается в бывшей столице - городе Санкт-Петербург.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...