Мы уже писали о вполне возможной реальности существования подводной цивилизации русалок. Сейчас же речь пойдёт больше об этнографической стороне вопроса - фольклоре во всевозможных его проявлениях. Ведь до нас дошло с древности глубокой множество преданий, сказок и сказаний о водных жителях.
Но были встречи с русалками и в недавнее время, появляются сведения о их присутствии и в наши дни... Чему верить - решайте сами. Мы лишь сообщаем, что знаем, что стало известно учёным, в данном случае - этнографам.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Ольга Голубкова знает о русалках, особенно сибирских очень много. Она отмечает особенности преданий и поверий разных групп сибиряков. Ведь этот огромнейший край заселялся разными людьми, и миграция сюда продолжается.
Опираясь на собственные исследования, она отмечает очень яркие образы русалок, характерные для украинских переселенцев: «У них очень красочные сюжеты, как в «Майской ночи, или Утопленнице» Гоголя».
Этнограф приводит цитату из предания: «Жила у нас в селе одна ведьма, воспитывала падчерицу. Желала, чтобы та тоже научилась колдовать, посылала ее в купальскую ночь искать цветок папоротника. Но девочка не хотела ночью в лес идти, пошла и в реке утопилась. Говорят, ее потом русалкой на том месте часто видели».
Сибирские украинцы чаще всего воспринимают русалок как прекрасных девушек без хвоста, утопившихся из-за несчастной любви или ужасной жизни. Это как раз характерно для верований в южных регионах европейской России и на Украине.
Один из хрестоматийных образов девушек-утопленниц есть в полевых материалах: «Вся в белое одета, сидит на камне у воды, и волосы чешет, гребнем расчесывает. Повернулась, а лицо белое, как мука, и взгляд такой страшный. А вокруг как будто свечение идет, какое-то зеленое».
Происхождение русалок по славянским верованиям связывали с умершими неестественной смертью, особенно с утопленниками, поэтому к ним и относились как к нечистой силе. Но украинские переселенцы кроме страха выражали также симпатию и жалость к несчастным девам из потустороннего мира.
Сибирские белорусы и потомки переселенцев из северной России сохранили свои традиционные представления о русалках как о весьма страшных персонажах, например, уродливых старухах с обвисшими грудями и горящими демоническим блеском в глазах.
Белорусы и русские северяне также называют русалок болотными злыднями. Они считают, что эти существа очень опасны: могут заманить людей в омут и непроходимые топи, а там загрызть или защекотать насмерть.
В отличие от новоселов, которые помнят много традиционных сюжетов устной несказочной прозы, в верованиях сибирских старожилов образ водной девы, каким его видели предки, утрачен или деформирован.
Представления чалдонов нередко связаны с образом девушки с рыбьим хвостом, распространенным художественными произведениями мирового искусства и литературы. Ольга Голубкова говорит об угасании образа русалки среди сибиряков.
Полевые материалы ведущего научного сотрудника ИАЭТ СО РАН доктора исторических наук Елены Фурсовой это подтверждают. Исчезновение русалок сибиряки объясняют тем, что русалки ходят голыми, поэтому не могут жить в таком суровом сибирском климате. Но по другой версии, сибирские русалки обросли густой шерстью и стали похожи на обезьян.
Мороз, кстати, создаёт плохие условия не только для русалок всех мастей. Славяне издавна считали, что покрытые льдом реки и озера служат преградой в наш мир представителей того света.
Ольга Голубкова пояснила: «Вода - это двери из нижнего, подземного мира, которые закрываются осенью и отворяются весной - с прилетом кукушки. Русалки, другие духи и души умерших могут появляться и бродить по земле только летом или в особые поминальные дни весны и осени. Исключением являются Святки - время от Рождества до Крещения, когда во время зимы отворяются врата между мирами».
Тогда демонические персонажи несколько дней уже вовсю могут отрываться и беситься среди людей, пугать их, чинить всяческие неприятности.
Хотя традиционно образ русалки - женского пола, исследователи сталкиваются и с рассказами о превращении в русалок утопленников-мужчин. Существуют представления, что утонувший в русальную неделю (предшествующую Троице), становится русалкой. Информации о том, как выглядит такая русалка и какой пол приобретает, нет.
В восточно-славянских представлениях русалки обычно не относятся только к водной стихии. Из воды нежить может выходить, гулять в поле и лесу. Древние славяне считали, что они, бегая в начале лета по полям-лугам, благотворно влияют на сочность и цветение трав, колошение злаков и будущий урожай.
Также их представляли, сидящими на ветвях, лесными духами. Сибирские старожилы иногда путали русалок с ведьмами и оборотнями, объединяя их образы. Записано много историй о встречах с русалками, которые потом превращались в животных - чаще в лошадей или собак, а то и в стог сена.
"Сказка ложь да в ней намек", - верно заметил классик. Сказка - от слова сказ. Не всегда всё правильно воспринимается и передаётся в рассказах. Но надо пытаться отделять зёрна истины, от плевел наносов и искажений.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...