Находку и последующие раскопки древней Афродисии - города Афродиты - на территории современной Турции относятся к разряду крупнейших открытий ХХ века. Поиски были основаны на почти легендарных сведениях о знаменитом античном городе, прославившемся роскошью и богатством.
Были ещё упоминания в единичных документах, рассказывающих, что императоры Цезарь и Август предоставили этому городу самоуправление, а также в числе других привилегий - право убежища в храме богини Афродиты.
Начальным пунктом раскопок стала деревня Гейре, давно обратившая на себя внимание специалистов. Всё тут являло причудливое сплетение древности и современности.
Мраморные саркофаги местные крестьяне использовали как кормушки для скота и давильни для винограда, стройные колонны служили коновязями, а храмовые плиты - придворными порогами деревенских домов.
Один крестьянин случаем выкопал во дворе клад серебряных монет. Второй обнаружил на поле украшенные прекрасными рельефами саркофаги.
Археологическая экспедиция при первом осмотре в ближайшей же оросительной канаве нашли часть скульптуры - дивную голову богини Тихе, символизировавшей судьбу. А после сильного дождя перед глазами археологов явилась и монументальная статуя Афродиты.
Само поселение Гейре возникло предположительно в XVII веке. Учёные считают, что его название происходит от древнего имени этой местности - Карии, как называлась часть анатолийской впадины ещё со времён Древней Греции. А Гейре вследствие особенностей произношения стало искажением от Кария.
Раскопки показали, что люди селились здесь задолго до 3000 года до нашей эры. А в 700 году до н.э. жители возвели несколько храмов, главный был посвящён Афродите.
Найденные при раскопках надписи полностью подтвердили эту догадку. Город так и назывался - Афродисия. «Изо всей Азии я избрал этот город стать моим собственным». Так гласил один из текстов императора Августа.
Афродисия оказалась роскошной сокровищницей античного искусства. За 10 лет археологических работ, начавшихся в 1961 году, было найдено более 15 тысяч золотых и серебряных монет, множество керамики, почти тысячи прекрасных статуй, причём сотни скульптур - невероятной красоты.
Эти творения римских мастеров ясно показали, что скульпторы времен Римской империи отнюдь не всегда копировали древнегреческие оригиналы. В чём-то тогдашние мастера даже превзошли своих учителей.
Неизвестный античный писатель воспевал целебный солёный источник в храме богини Афродиты. Действительно в ходе раскопок на большой глубине обнаружили этот источник. В подвалах храма нашли скульптуру льва. Львы тогда почитались священными животными.
Рядом была дощечка с надписью, рассказывающей о ритуальных играх с быками и львами, происходившими в честь богини любви, красоты и плодородия.
Самая значительная из всех находок - огромнейший театр. Это - просто глиняная громада с удивительно правильной геометрической формой. На ступенях - вытесанные из лучших сортов мрамора сиденья. Зрительный зал - на семь тысяч человек!
На внутренней стене театра выбиты надписи по заказу нескольких римских императоров. В текстах - рассказ о сложных отношениях между Римом и покорёнными городами, к которым относилась и сама Афродисия.
Император Септимий Север поздравляет горожан в послании «по случаю победы над дерзкими варварами». Император Траян проявил личную благосклонность к жителям - разрешил избранным гражданам города «на играх, гладиаторских боях, охотничьих представлениях и атлетических состязаниях, проходивших в Риме и его окрестностях... сидеть на местах, отведённых для сенаторов».
Стадион - один из крупнейших во всем римском мире - оказался в отличном состоянии. Сразу видно, что жители любили происходящее на его огромной арене: соревнования по бегу, метанию копья, фехтованию на мечах, а особенно - борьбу и кулачные бои.
Кумиров - гладиаторов, борцов, боксёров болельщики старались запечатлеть в мраморе. Так появились прекрасные статуи победителей проходивших здесь состязаний. Темперамент тогдашних зрителей ни в чем не уступал и нынешним буйным фанатам. «Сначала они громко ругались, потом в дело пошли камни, - пишет римский историк Тацит. - Наконец, они взялись за оружие...»
Недалеко от развалин этого театра были обнаружены термы, построенные по приказу императора Адриана (117-138 гг.). Под полом красивого здания археологи нашли хитроумные и довольно эффективные водопроводную и отопительную системы. Вода втекала в них из горных речек по каналам, затем рабы подогревали её в нескольких мелких бассейнах.
На стенах были начертаны предупреждения. Одно из них, высеченное у входа в баню, оповещало: «Пришедший купаться сам отвечает за сохранность денег и кошелька, пока не сдаст вещи в охраняемый гардероб».
В VI веке новой эры Афродисия всё ещё являлась оплотом язычества, хотя прошло уже 200 лет со времени, как христианство стало во всей Римской империи официальной госрелигией.
Вероятно, что в города даже шла активная борьба с христианством. Это подтверждается находками многих обезглавленных статуй. Но город всё-таки был под властью поклонников Христа, и всё больше язычников обращалось в христиан. Затем Афродисия была переименована в Ставрополь - Город креста.
В VII веке Древняя Афродисия пострадала от разрушительного землетрясения. Потом жители снова стали строить дома на развалинах, используя и куски прекрасного мрамора, извлечённые из груд щебня и других руин. Но былое величие уже было не восстановить.
В византийскую эпоху упадок продолжался и усиливался. Постепенно город всё больше погружался в забвение. И в конце концов набеги турков-сельджуков в XII-XIII веках, а затем и покорение ими этих земель довершили дело.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...