Становление христианства на Руси покрыта многими тайнами и полно противоречий. Некоторые исследователи полагают, что русское православие - не результат победы христианства над язычеством, а совокупность грамотной политики священников и жрецов, которые вовсе не воевали с другой религией, а создали удивительную комбинацию.
Условно её можно назвать «двоеверием». Хотя, несомненно, что основа - христианская, и все православные догматы не только соблюдаются, но явно превалируют. Но и взгляды уникальных (но во многом схожих с учением Христа) религиозных взглядов древних славян органично вплелись в русское православие. И существуют доказательства этой версии.
Остались осколки только
Рогволодов камень был уничтожен в 1936 году при строительстве трассы Москва-Минск. Остались только зарисовки и фотографии камня, а также письменные описания историков с конца XVIII века.
Спустя 3 года после уничтожения валуна один местный краевед составил описание расположения на площади 40 кв.м. 28 крупных и многих мелких осколков Рогволодова камня. А был с доисторических времен это - гигантский гранитный кусок более трёх метров в длину и почти такой же в ширину.
При этом - абсолютно плоский. Камень не лежал на земле, он был установлен на четырёх валунах наподобие дольмена. Эти валуны-подставки были довольно высокими, потому что источники свидетельствуют: в проёме под валуном свободно ходили овцы и прятались пастухи.
Поклонялись ему кривичи и другие местные племена. Затем же Рогволодов камень внезапно стал христианской святыней, как бы это странно и вопиюще ни звучало. Да собственно, как раз тогда этот камень и получил это имя.
В 1171 году на верхней поверхности камня был выбит шестиконечный крест как бы на подставке. Сделано это было по приказу полоцкого князя Рогволода, в крещении - Василий. А прежнее его имя перешло к каменю-крестодержателю.
Князь распорядился также выбить надпись: «В лето 6679 года месяца мая доспен сей крест. Господи, помози рабу своему Василию в крещении Рогволоду сыну Борисову. Иисус Христов. Ника».
Загадка надписи
Существует любопытная гипотеза, по которой эта "официальная" надпись на камне - неполная. При реформе Никона Церковь превратилась в нетерпимую воительницу со всем, что хоть в чём то не соответствует установленным догматам. Поэтому и надпись эту целенаправленно повредили и подправили.
Полный же текст, начертанного на Рогволодовом камне, первоначально был другой. Энтузиасты-исследователи с лупой тщательно рассмотрели каждую чёрточку на фотографиях камня, попытаясь восстановить то, что было утрачено.
В результате у них получился такой вариант: «Иисус Христос. Ника. В лето 6679 мне, Амайе, в месяц 5 день 7 доставленъ жреческий крест. Помози рабу бога Сварога твоему, Василию во крещении, именемъ Когволод, сыну Борисову».
Получается, что камень доставили князю Рогволоду от жреца по Амайя. Это имя - тоже загадка, потому что оно - абсолютно не славянское, конечно же, и не христианское. Вообще непонятно - чьё...
Тогда получается, что князь-христианин просил о помощи и у языческих, если не богов, то жрецов. А вероятнее, всего - поклонялся не только Христу, но и Сварогу. То есть он был типичным двоевером в хорошем смысле слова. Кстати, у славянского Сварога нетрудно найти много черт подобных Христу.
Из надписи также следует, что языческое жречество не было агрессивным к новой вере, как считает официальная наука.
Загадка лика
Также сторонники этой гипотезы указывают: Рогволодов камень неспроста был абсолютно плоским. Это был не обычный валун, а гранитная плита, скорее всего - рукотворная и, самое главное - с ликом Макоши, одной из главных богинь восточных славян.
Эту богиню почитали везде, потому что Макошь - мать наполненных кошей, богиня хорошего урожая. Ещё она - олицетворение судьбы и счастливой доли. Богиня связывала отвлечённое понятие счастливой и удачливой судьбы с конкретным понятием изобилия.
Что на Рогволодовом камне изображена именно Макошь, свидетельствует ещё одна надпись «ликъ Макошь» у основания выбитого на камне креста. И что совершенно поразительно этот «ликъ Макошь» был вписан христианский крест.
Возможно, что Рогволод был всё-таки истовым христианином и, борясь с язычеством, заставил жреца переделать языческую святыню на христианский лад. Получилась практически икона: с крестом и ликом. Неважно, что не совсем догматично. Христианство здесь было ещё слабо развиты, каноны не оформлены, а мастеров не хватало.
С другой стороны, может, что язычник Амайя устроил так, чтобы угодить князю-христианину и собственной вере. Плите-иконе могли молиться сразу христиане и язычники.
На Христа надейся, но и Макошь не забывай
С первой трети XII века началось охлаждение, климат стал изменяться в худшую сторону - наступал малый ледниковый период, длившийся до XV века.
На большей части Руси перестаёт расти пшеница, приходится переходить на рожь, считавшуюся прежде сорняком, а потом начинает плохо расти даже рожь. Земли охватили голод и мор, люди питались корой и мхом, массово умирали. Народ роптал. Да ещё князья пытались урвать чужой кусок в междоусобицах.
Понятно, в такой ситуации многим было неважно, какому богу молиться. Молились всем богам сразу в надежде, что они помогут. Рогволодов камень почитали и потом - когда трудные и голодные времена миновали.
Зато в безбожном XX веке проблема Христос или Макошь перестала быть актуальной: замечательный памятник древних времён взорвали шутки ради...
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...