В самом начале Советского Союза не было более обласканного властью поэта, чем Демьян Бедный. Свою судьбу он крепко связал с большевиками ещё в 1911 году, начав активно печататься в партийной прессе под псевдонимом «Демьян Бедный, мужик вредный». Постоянно высмеивал в своих сатирических стихотворениях всех других: кадетов, октябристов и меньшевиков, чиновников и служителей культа...
Тем более развернулся Бедный после революции. Восхвалял он только коммунистов, преимущественно Ленина и Троцкого, агитировал в поддержку советской власти и Красной армии, обрушивал весь сарказм против белогвардейцев с их зарубежными союзниками, ну и всяких прочих врагов.
Частушки и песни Демьяна Бедного распевали по всей стране. Его произведение «Проводы» или «Как родная меня мать провожала» стало действительно всенародной песней.
В Москву, со властью, в Кремль!
В 1918 году писатель вместе с советским правительством переехал в Москву, получил квартиру в самом Кремле. Туда он вскоре перевёз жену с детьми и их няней, тёщу и всё имущество, включая большую библиотеку. Много времени товарищ Демьян, как его называли практически официально, проводил в поездках.
Побывал на всех фронтах гражданской, выступал перед красноармейцами. Это прибавляло ему популярности. За поэтический вклад в победу красного оружия над белой и прочей "нечистью" нарком Троцкий наградил его орденом Красного Знамени.
Демьян был очень близок и к Сталину. Вождь народов обращался к соседу за книгами. Между ними сложились крепкие товарищеские отношения. Началась внутрипартийная фракционная борьба, и Демьян Бедный безоговорочно поддержал Сталина.
Постоянно выходили книги рабоче-крестьянского писателя с эпическими поэмами, стихотворными легендами и другими крупными произведениями. Общий тираж его книг в 20-х годах превысил два миллиона экземпляров.
Нарком просвещения Луначарский объявил "мужика вредного" живым классиком, руководитель РАППа Авербах призвал к «повсеместному одемьяниванию советской литературы». Именем Бедного называли фабрики и заводы, колхозы и улицы, а в 1925 году переименовали город Спасск в Беднодемьянск.
Зная, что Д.Бедный - страстный библиофил, все крупные издательства присылали ему своиновинки. В его библиотеке собралось более 30 тысяч томов. Несмотря на оглушительную славу, поэт продолжал охотно ездить с выступлениями по стране, включая Дальний Восток. Ведь поездки он совершал со в персональном вагоне и мог позволить себе любой каприз.
С молчаливого одобрения Кремля Бедный был возведён в ранг негласного главы всей советской литературы. В такой роли его воспринимали многие читатели. Он сам поверил в собственную непогрешимость.
Фамилия не та, а происхождение?..
Его подлинное имя - Ефим Алексеевич Придворов. Стихи в духе романсовой лирики и казённого патриотизма начал писать ещё в сельской школе. Став членом партии и величая себя «присяжным фельетонистом большевистской прессы», Ефим взял пролетарский псевдоним - Демьян Бедный, по прозвищу дяди - атеиста и обличителя, оказавшего большое влияние на племянника.
Между тем поговаривали, что мать Ефима-Демьяна в девичестве работала на кухне Царскосельского дворца. Своей статью она привлекла внимание самого императора Александра III...
Свечку не держали, но Демьян всегда нелестно отзывался о матери и даже публично называл её непечатными словами. Об отце он не вспоминал вообще никогда. Хотя, по имеющимся полу-официальным данным, отец был действительно бедным то ли чернорабочим, то ли церковным сторожем.
В опале - страшен гнев вождя
Первый тревожный звонок прозвучал в конце 1930 года. Секретариат ЦК ВКП(б) осудил опубликованные в «Правде» стихотворные фельетоны «Слезай с печки» и «Без пощады», указав на содержавшиеся русофобские выпады.
Демьян ринулся за защитой к Сталину, но генсек ответил ещё более резким критическим письмом, указав, что в обличительном запале он утратил чувство меры, провозгласив на весь мир, будто бы «лень» и стремление «сидеть на печке» являются чуть ли не национальной чертой русских вообще...»
Не исключено, что показательная порка стала следствием совсем иных причин. Ведь Демьян Бедный вёл дневник, записывал туда нелицеприятные отзывы об обитателях Кремля, в том числе о самом вожде. И однажды тетрадка оказалась в руках Сталина...
Демьян каялся и пытался исправиться. Его, вроде бы, простили. К 50-летию поэт был награждён орденом Ленина. Но через три года грянул оглушительный гром. Бедный написал либретто комической оперы «Богатыри», представив в ней Крещение Руси в пародийно-пренебрежительном тоне.
Поставленная в Камерном театре, опера вызвала возмущение Молотова - он демонстративно ушёл после первого действия, сказав: «Безобразие! Богатыри ведь были замечательные люди». Сталин расценил спектакль как «литературный хлам», содержащий «глупую и прозрачную» критику не фашистского, а советского строя.
Это был сигнал к травле «живого классика». В ней участвовали все, включая тех, кто только что нахваливал поэта. Демьяна исключили из партии и из Союза писателей - «за моральное разложение». Само собой, совершенно перестали печатать. Парадоксально, но объекты, носившие его имя не переименовали.
Демьян Бедный, привыкший жить на широкую ногу, бедствовал, вынужден был продавать мебель и даже любимые книги. Его творения снова появились на страницах газет лишь с началом Великой Отечественной войны, но уже под другим псевдонимом - Д. Боевой.
Лишь на заключительном этапе войны читатели увидели полузабытую подпись - «Демьян Бедный». Несмотря на послабления, поэт уже не смог вернуть себе былого положения в обществе. Опала оказалась для него слишком тяжким испытанием.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...