Страшная трагедия "царедворца" Демьяна Бедного

16 февраля 2018 23:07

В самом начале Советского Союза не было более облас­канного властью поэта, чем Де­мьян Бедный. Свою судьбу он крепко свя­зал с большевиками ещё в 1911 году, начав активно печа­таться в партийной прессе под псевдонимом «Демьян Бедный, мужик вредный». Постоянно высмеивал в своих сатирических стихотво­рениях всех других: кадетов, октябристов и меньшевиков, чиновников и служителей культа...

Тем более развернулся Бедный после революции. Восхвалял он только коммунистов, преимущественно Ленина и Троц­кого, агитировал в поддержку со­ветской власти и Красной армии, обрушивал весь сарказм против белогвардейцев с их зарубежными союзниками, ну и всяких прочих врагов.

Частушки и песни Демьяна Бед­ного распевали по всей стране. Его произведение «Проводы» или «Как родная меня мать провожала» стало действительно всенародной песней.

В Москву, со властью, в Кремль!

В 1918 году писатель вместе с со­ветским правительством пере­ехал в Москву, получил квартиру в самом Кремле. Туда он вскоре перевёз жену с детьми и их няней, тёщу и всё имущество, включая большую библиотеку. Много времени товарищ Де­мьян, как его называли практически официально, проводил в поездках.

Побывал на всех фронтах гражданской, выступал перед красноармейцами. Это прибавляло ему популярности. За поэтичес­кий вклад в побе­ду красного оружия над белой и прочей "нечистью" нарком Троцкий наградил его орденом Красного Знамени.

Демьян был очень близок и к Сталину. Вождь народов об­ращался к соседу за кни­гами. Между ними сложились крепкие товарищеские отношения. Началась внутрипартийная фрак­ционная борьба, и Демьян Бедный безоговорочно поддержал Сталина.

Постоянно выходили книги рабоче-крестьянского писателя с эпическими поэма­ми, стихотворными легендами и другими крупными произведениями. Общий тираж его книг в 20-х годах превысил два миллиона экземпляров.

Нарком просвещения Луначарский объявил "мужика вредного" живым классиком, руково­дитель РАППа Авербах призвал к «повсеместному одемьяниванию советской литературы». Именем Бедного на­зывали фабрики и заводы, колхо­зы и улицы, а в 1925 году переиме­новали город Спасск в Беднодемьянск.

Зная, что Д.Бедный - страстный библио­фил, все крупные издательства присылали ему своиновинки. В его библиотеке собралось более 30 тысяч томов. Несмотря на оглушитель­ную славу, поэт продолжал охотно ездить с выступлениями по стране, включая Дальний Восток. Ведь поездки он совершал со в персональном вагоне и мог позволить себе любой каприз.

С молчаливого одобрения Кремля Бедный был возведён в ранг негласного главы всей советской лите­ратуры. В такой роли его воспринимали многие читатели. Он сам поверил в собственную непогрешимость.

Фамилия не та, а происхождение?..

Его подлинное имя - Ефим Алексеевич Придворов. Стихи в духе романсовой лирики и казённого пат­риотизма начал писать ещё в сельской школе. Став членом партии и величая себя «присяжным фель­етонистом большевистской прессы», Ефим взял проле­тарский псевдоним - Демьян Бедный, по прозвищу дяди - атеиста и обличителя, ока­завшего большое влияние на племянника.

Между тем поговаривали, что мать Ефима-Демь­яна в девичестве работала на кухне Царскосельского дворца. Своей статью она при­влекла внимание самого импе­ратора Александра III...

Свечку не держали, но Демьян всегда нелестно отзывался о ма­тери и даже публично называл её непечатными словами. Об отце он не вспоминал вообще никогда. Хотя, по имеющимся полу-официальным данным, отец был действительно бедным то ли чернорабо­чим, то ли церковным сторожем.

В опале - страшен гнев вождя

Первый тревожный звонок прозвучал в конце 1930 года. Секретариат ЦК ВКП(б) осудил опубликованные в «Правде» стихотворные фельетоны «Слезай с печки» и «Без пощады», указав на содержавшиеся русофобские выпады.

Демьян ринулся за защитой к Сталину, но генсек ответил ещё более резким критическим письмом, указав, что в обличительном запале он утратил чувство меры, провозгласив на весь мир, буд­то бы «лень» и стремление «сидеть на печке» являются чуть ли не национальной чертой русских вообще...»

Не исключено, что показательная порка стала следствием сов­сем иных причин. Ведь Демьян Бедный вёл дневник, записывал туда нелицеприят­ные отзывы об обитателях Крем­ля, в том числе о самом вожде. И однажды тетрадка оказалась в руках Сталина...

Демь­ян каялся и пытался исправить­ся. Его, вроде бы, прости­ли. К 50-летию поэт был награждён орденом Ленина. Но через три года грянул оглушительный гром. Бедный написал либ­ретто комической оперы «Бо­гатыри», представив в ней Крещение Руси в пародийно-пренебрежительном тоне.

Пос­тавленная в Камерном театре, опера вызвала возмущение Молотова - он демонстративно ушёл после первого действия, сказав: «Безобразие! Бо­гатыри ведь были замечатель­ные люди». Сталин расценил спектакль как «литера­турный хлам», содер­жащий «глупую и про­зрачную» критику не фашистского, а советского строя.

Это был сигнал к травле «живо­го классика». В ней участвовали все, включая тех, кто только что нахваливал поэта. Демьяна исклю­чили из партии и из Союза писателей - «за мораль­ное разложение». Само собой, совершенно перестали печатать. Парадоксально, но объекты, носившие его имя не переименовали.

Демьян Бедный, привыкший жить на широкую ногу, бедство­вал, вынужден был продавать мебель и даже любимые книги. Его творения снова появи­лись на страницах газет лишь с началом Великой Отечественной войны, но уже под другим псевдонимом - Д. Боевой.

Лишь на заключительном эта­пе войны читатели увидели по­лузабытую подпись - «Демьян Бедный». Несмотря на послабления, поэт уже не смог вер­нуть себе былого положения в обществе. Опала оказалась для него слишком тяжким испытанием.

Катерина Маслова

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное