Одной из наиболее распространенных форм религиозного поклонения в жизни людей средневековой Европы было паломничество. Религиозные путешествия, конечно, чаще всего предпринимались в Палестину - по местам рождения, жизни и деяний, крестных мук и вознесения Иисуса Христа.
Паломничество имело громадное значение, поскольку позволяли своими глазами увидеть места, где происходили события, описанные в Ветхом и Новом завете, прикоснуться к святыням. Путешествовать на Восток европейские христиане начали уже в IV веке.
Массовость этому движению придала византийская царица Елена, отправившаяся в Иерусалим по просьбе своего сына - императора Константина. Ее активная деятельность по поиску христианских святынь увенчалась обретением Животворящего креста, на котором был распят Спаситель. Ей было основано множество храмов на святых местах, включая храм Гроба Господня.
«Я есмь путь...»
Традиция была продолжена. Это - всегда добровольный поступок. Христианский паломник оставляет родные места, отказывается от привычек и привязанностей, чтобы хотя бы раз в жизни поклониться святыням, которые в изобилии предоставляет ему щедрая земля Востока.
Путешествие, в которое пускался верующий, было не из легких. Паломник должен был не только оценить собственную силу воли, но и учесть всевозможные опасности, непогоду, плохие дороги, скудное питание, болезни... Но велико было желание достичь цель!
Во имя Бога паломник буквально следовал словам, некогда сказанным Христом: «Я есть путь, и истина, и жизнь...» Подражая святым, преодолев все тяготы пути, человек, совершив паломничество, действительно приобретал уникальный опыт.
Град святой небесный
Обычно паломники не сами по себе шли по выбранному пути, их вели благочестивые проводники, показывавшие чудесные места. В окрестностях горы Синай они могли видеть огромный камень, о который Моисей в гневе разбил скрижали; места, где с неба падала манна; поток, который Моисей вывел из скалы; остатки лагеря 12-ти колен Израилевых...
В Палестине им показывали поле, где Христос накормил двумя хлебами и пятью рыбами 5 000 человек. Оставивший воспоминание о своем путешествии в XII веке паломник Петр Диакон описывал камень, на который Господь положил хлеб: «...ныне он переделан в алтарь, с какового камня приходящие ради здравия своего поднимают кусочки хлеба, и всем бывает на пользу».
Разумеется, конечной целью был Иерусалим - образ Небесного града на Земле. Монахиня Эгерия, посетившая Святую Землю в конце IV в., писала: «Склонившись, мы поцеловали землю и вошли в Святой Город, в котором мы поклонились Гробу Господню». Счастье от прикосновения к святыне заставляло забыть все трудности и невзгоды пройденного пути.
Иерусалим описывается как город, расположенный на горе, окруженный стенами с 84-мя башнями и двумя тройными воротами. Его главной святыней, притягивавшей паломников, являлся храм Гроба Господня. Ирландец Аркульф, совершивший путешествие в конце VII века писал: «Храм Воскресения - это весьма обширная церковь, вся каменная, на удивление круглая».
Печать Соломона в церкви на Голгофе
Большой интерес вызывала церковь на горе Сион, посвященная Тайной Вечере и Схождению Святого Духа на апостолов. В богатой ризнице хранилось множество святынь: камни, которыми убили святого первомученика Стефана, весьма почитаемого по всему христианскому миру, терновый венец Спасителя, столп, у которого бичевали Христа...
В источников VI века есть такое описание: «Явилось там чудо, как Господь обнял столп руками, и словно бы отпечатал их на воске». В других сочинениях того же времени рассказывается об обычае, связанном с этим столпом: больные обнимали его и, вкладывая руки в следы рук Христа, исцелялись.
В Иерусалиме было множество святынь и самых разнообразных предметов, которые не могли не вызвать удивления европейцев. В базилике Константина внимание паломников притягивали расположенные в апсиде 12 мраморных колонн, на которых были укреплены 12 серебряных сосудов, «в которых Соломон запечатал демонов», а в церкви Голгофы хранился «тот самый перстень», с помощью которого Соломон это сделал.
В церковь Голгофы паломники ходили посмотреть на «блюдо, на котором носили голову Иоанна Крестителя» и на «рог, из которого были помазаны на царство Давид и Соломон». В базилике Константина хранилась чаша Тайной Вечери, «которую благословил Господь и дал ученикам Своим».
Святая Земля реальна
В Назарет паломники стремились, чтобы увидеть церковь на месте, где архангел Гавриил принес Деве Марии весть о рождении Спасителя. Затем следовало отправиться на гору Фавор, где произошло чудо Преображения. Приходя в Вифлеем, паломники посещали пещеру, где родился Христос, и видели «украшенные серебром и золотом ясли».
Так о ней рассказывал Петр Диакон в сочинении «О святых местах»: «весьма светлая пещера, имеющая алтарь в том месте, где пастухам, когда они стерегли овец, ангел, явившись, возвестил Рождество Христово». Для паломников, совершивших путешествие на Восток, упомянутые в Библии места и события, становились реальностью.
Но далеко не каждый человек имел возможность совершить путешествие в легендарные восточные страны. Недостаток средств или здоровья служили серьезным препятствием, а после завоевания турок-сельджуков и крестовых походов вообще посещать Святую Землю стало крайне опасно.
И поныне Святая Земля притягивает не меньшее количество верующих. Тем более - сейчас она стала гораздо ближе и доступней.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...