С Ленинградской блокадой связано немало легенд и удивительных историй. Одна из них, рассказывающая о секретной операции советских летчиков, связана с именем советского химика, профессора Ленинградского Краснознамённого химико-технологического института Александра Петрова.
Дело было в самом начале октября 1941 года. В тот день зенитчики подбили немецкий истребитель Ме-109, пилот которого вынужден был посадить самолет на окраине Ленинграда. Конечно, вокруг истребителя сразу собралась толпа любопытных. Волею случая здесь оказался и Петров, которого заинтересовало топливо, вытекающее из пробитых баков «мессера».
Набрав бутылку топлива, профессор поспешил в лабораторию, чтобы узнать, чем же в Luftwaffe заправляют самолеты. Проведя необходимые исследования, ученый понял, что немецкое авиационное топливо заметно уступает советскому. Прежде всего - и это было очень важно перед наступающей зимой - оно замерзало при более высоких температурах.
Это натолкнуло Петрова на интересную идею, с которой химик решил поделиться с заместителем командующего ВВС Ленинградского фронта. Доводы ученого были настолько убедительны, что генерал потребовал доставить в лабораторию еще несколько образцов немецкого топлива для самолетов.
Результаты проведенных анализов подтвердили первые выводы Петрова: бензин, которым заправляют самолеты противника, замерзает уже при -14 градусах, тогда как советское топливо - только тогда, когда температура воздуха упадет до минус 60. Это, прежде всего, объясняло, почему немецкие летчики не поднимают самолеты на большие высоты. Кроме того, стало понятно, с какими проблемами столкнуться «мессеры», когда в Ленинградской области ударят сильные морозы.
Вскоре погода стала еще более холодной, и настало удачное время для налета на Сиверский аэродром и немецкие авиабазы под Гатчиной. Замершее топливо в баках не позволило немцам поднять в воздух свои машины.
6 ноября самолеты 125-го бомбардировочного авиаполка майора Сандалова с высоты 2550 метров под прикрытием истребителей обрушились на вражеские аэродромы.
Как ни свирепствовали немецкие зенитчики, но ситуацию исправить они не могли: группа из десяти И-153 подавила зенитную артиллерию, после чего прошлась пулеметным ураганом по стоянкам самолетов. В общей сложности в налете приняли участие 33 истребителя, 14 бомбардировщиков и 6 штурмовиков.
Мороз в тот день были ниже 20 градусов и ни один истребитель с немецких авиабаз взлететь не смог.
В результате проведенной операции германский 1-й воздушный флот генерал-полковника Альфреда Келлера понес существенные потери, потеряв на какое-то время боеспособность. В целом способность наносить массированные удары по Ленинграду немцы смогли восстановить только весной 1942 года.
Александр Петров вскоре после этого был эвакуирован в Москву. Спустя два года после Победы он возглавил лабораторию института органической химии АН СССР. Скончался ученый в 1964 году, когда ему было 68 лет.
Еще по теме:
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...