Обряд первой брачной ночи у многих народов имеет собственные традиции. Конечно, и на Руси существовали свои каноны ее проведения. Причем до крещения у славян было огромное множество разных обрядов, о которых подробно рассказал в летописях старец Нестор. В этих традициях он видел выражение нравственных понятий различных славянских племен.
Как отмечал Нестор, самым близким к христианской, византийской форме был брак у полян. А вот кривичи или северяне имели привычку похищать невест во время «языческих бесовских игрищ». Браков по взаимному согласию практически не было.
Однако в летописи описывается выдающийся по тем временами случай - сватовство князя Владимира к Рогнеде: отец будущей невесты спросил у дочери согласия. Несмотря на отказ, Владимир все-таки взял Рогнеду в жены, хотя для этого ему пришлось убить отца и двух ее братьев.
К слову, в те времена у славян практиковалось многоженство, поэтому и особого церемониала заключения брака не было. Все изменилось после Крещения Руси. Постепенно изживались языческие «варварские» привычки, брачный обряд стал очень сложным таинством, однако кое-какие древние привычки так изжить и не удалось.
Первая брачная ночь
Время самой свадьбы подбиралось очень тщательно. По православным канонам половая близость запрещалась в пост и в крупные церковные праздники. Так что, в эти дни никаких свадеб на Руси не играли - ведь молодых впервые оставляли наедине именно во время торжества.
А вот относительно возраста новобрачных особых правил не существовало. Даже напротив, считалось - чем раньше, тем и лучше, чтобы «не забаловали», а внебрачные связи сурово осуждались.
В те времена брачную ночь молодые обязательно проводили в доме родителей жениха, а называли ее подклетом. Дело в том, что брачное ложе устраивали в самом прохладном месте - в подклете (нижнем хозяйственном этаже избы), в чулане, амбаре или нетопленной бане.
Как готовили постель для первой брачной ночи
Высокое ложе на крепком деревянном основании готовили основательно. Застилали доски постельными принадлежностями из невестиного приданного. Подготовкой ложа занимались женщины-постельницы из числа свах, а также будущая свекровь или сестра жениха.
На дощатое основание укладывали сенные матрасы, перины и одеяла. Прятали на ложе и ритуальные предметы - мешки с мукой, ржаные снопы, символизирующие благополучие. Сверху стелили красивое белоснежное вышитое покрывало.
Под кровать же набрасывали поленья - чем больше, тем лучше для будущего потомства. Сюда же отправлялись сковородник и кочерга: считалось, что так можно отогнать злых духов, а для верности еще обходили несколько раз ложе с веточками калины и можжевельника, втыкая их потом в стену.
К подготовленному ложу в нужный момент жениха и невесту провожала целая толпа гостей. Были здесь и дружки, и свахи, и родственники с обеих сторон. Примкнуть к провожающим мог вообще любой желающий, а проводы получались шумными и веселыми, с песнями, советами, похабными частушками и не самыми приличными шутками «про это».
Дружка выгонял из ложа нечистую силу ударами кнута, а постельницам от него полагался выкуп.
И вот молодых оставили наедине... со всеми
Провожающие с гиканьем и шутками покидали опочивальню, дверь в нее закрывали на замок, а для охраны оставляли клетника, который оберегал молодых от злых духов. Конечно, нередко оставались под дверью и самые любопытные гости, чтобы тихонько подглядывать за тем, что происходит в комнате. Но даже в такие интимные моменты молодых в покое все равно не оставляли: клетник время от времени наведывался узнать: случилось уже «это» или еще нет?
Между тем молодожены сначала должны были подкрепиться курицей с хлебом - это должно было прибавить им плодовитости. Затем невеста снимала с жениха сапоги и испрашивала разрешения занять на ложе место рядом с ним. Таким образом она показывала свою покорность мужу.
Как только парень овладевал невестой, нарушая ее девственность, брак считался физически подтвержденным. Сразу об этом громогласно оповещали всех гостей, с нетерпением дожидавшихся этого момента. Праздник продолжался, причем нередко гости набивались в опочивальню молодоженов.
Главный атрибут свадьбы - подтверждение девственности невесты
Демонстрация рубашки невесты с пятнами крови была кульминационным моментом торжества. Это подтверждало честность молодой, сохранившей свою невинность до свадьбы. Потерю девственности в первую брачную ночь символически отмечали развешиванием расшитых красными нитками полотенец и битьем горшков. Рубашку же потом на радостях таскали по всей деревне.
Если же оказывалось, что демонстрировать гостям нечего, девушку могли с позором вернуть в отчий дом. Сваха и ее родители получали хомут, который для большего унижения вешали им на шею, а отцу опозоренной невесты подносили чарку вина с пробитым дном. Правда, такой финал у свадеб был крайне редким: при необходимости просто шли на разные ухищрения, наподобие использования крови петуха для того, чтобы испачкать невестину рубаху.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...