Всё-таки как ни крути, а кладбище - жуткое место. А кому пришлось по каким-либо причинам оказаться там ночью, на всю оставшуюся жизнь запомнит ощущение жути и холода, которое захватывает ещё на подступах к погосту. "Прямо холодом по коже, а то и внутри продирает, - рассказывают такие смельчаки. - Так и ждёшь, что впереди из тумана покажется фигура или из земли костлявая рука, а то что-то хуже случится"...
У страха, понятное дело, глаза велики. Тем более в таком месте перехода в потустороннюю вечность. Но наши привычные кладбища по жути абсолютно проигрывают многим давнишним способам захоронения. В этой статье рассмотрим один из них - подвешивание покойников на деревья.
Обряд воздушного погребения
Такой способ - из древнейших религиозных обрядов похорон. Погребение совершается путём подвешивания на чём-либо тела в воздухе. Обычно это совершалось с целью предания умершего человека воздуху, духу, свету, деревьям или скалам, на которых он был закреплен, так далее.
Хотя в разных культурах и этносах религиозная мотивировка обряда была разная. Также иногда это просто диктовалось местными особенными условиями. И чато бывало, что с течением временем эти стороны переплетались и практический смысл сочетался с мистическими воззрениями данной группы людей.
Обряд воздушного погребения практиковался многими существовал у многих народов древности. В России он сравнительно недавно по историческим меркам ещё сохранялся у сибирских, северных и дальневосточных племён.
Представьте: заплутали в тайге - и вдруг видишь, что с ветвей какого-нибудь дерева закутанный в берёсту или материю свёрточек свисает. (Так, кстати, охотники часто запасы делают, чтобы звери не достали.) А отвернув лоскут, понимаешь чудовищную ошибку - взгляд упирается в невидящие глаза мёртвого младенца...
Жуть, да и только. Между тем, именно такие способы захоронения диктовались, прежде всего, обычной практичностью в таких суровых условиях. Земля на Севере мёрзлая, поэтому зимой могилу выкопать практически невозможно. Да и самому надо думать и работать, чтобы выжить.
Деревья в тайге плотной стеной стоят, поэтому сожжение устраивать вообще смертельно опасно. Только и остаётся, оказав последние почести, проводить покойного вот таким способом. Ведь не оставлять же тело умершего прямо на земле - на съедение зверям и птицам.
Конечно, и в бескрайних краях нашей страны не обходилось без суеверий, которые в действительности часто были просто способом успокоить родных и близких. Якуты, например, считали, что человек, как принадлежащее среднему миру существо, должен в нём оставаться и после смерти.
Племена побогаче - тувинцы, буряты, барабинские татары - клали своих покойников в гробы и уже в них подвешивали на ствол дерева с отрубленной вершиной, столбы или специальный помост - арангас.
Шаманов же хоронили в гробницах в виде сруба, который иногда был даже в два яруса. Вместе с покойником в гробницу помещали самые главные бытовые и ритуальные принадлежности. Всё это укрывали настилом из плашек или тонких брёвен. А малых детей подвешивали в люльках.
Когда - рано или поздно - доски и верёвки перегнивали, то такие всевозможной конструкции гробы падали вниз, и тело становилось таки добычей зверей-трупоедов. Бедняки же всем этим заморачиваться и не могли себе позволить.
Они просто поднимали умерших на деревья при помощи верёвки, привязывали или подвешивали к ветвям, а то и вовсе сажали на них труп. Младенцев укутывали и подвешивали на ветки, в некоторых случаях клали в специально выдолбленное для этого дупло, которое затем прикрывалось куском коры.
К счастью, со временем этот страшный обычай становился всё более редким. Если сначала в лесу хоронили всех, то затем - лишь почтенных людей и тех, кто умер от удара молнии, мертворожденных и тому подобной - внезапной или какой-то необычной смертью.
В первой четверти XX века на деревьях уже хоронили только зимой, чтобы когда придёт тепло, можно было закопать. И то, уже тогда такая традиция сохранилась только в самых отдалённых уголках Сибири и Севера.
Так что уже давно в наши леса - даже если это тайга или дремучие дебни - можно выходить без опаски натолкнуться на кошмарное зрелище воздушного кладбища.
В исследовании «О происхождении древнего киргизского погребального обряда» Г.Ю. Ситнянского указывается, что в отношении детей и почётных лиц обычай воздушного погребения практиковался издревле и вплоть до XX века многими народами: монголоязычное племя шивэй, алтайцы, телеуты, ханты, манси, ненцы, тувинцы, эвенки, ирокезы, атапаски, баски....
В древние времена грузины и некоторые другие народы Кавказа тоже не зарывали в землю тела умерших, а выставляли на деревьях. Дольше всего этот обычай сохранялся у абхазцев. Вероятно, это было перенято от персов, так как Гиде, описывая древние обычаи, упоминает, что персы так поступали с телами умерших.
Несмотря на то, что сейчас обычай этот почти повсеместно исчез, у некоторых этнических групп Китая, племени торайя в Индонезии и в городке Сагадана Филиппинах до сих пор сохранились жуткие традиции хоронить покойников в висящих на скалах гробах. Также этот обычай встречается у некоторых племен Южной Америки.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...