«Перед нами гений, либо сумасшедший, господа», - произнёс директор Провинциальной школы архитектуры, вручая диплом Антонио Гауди-и-Корнет. «Похоже, теперь я архитектор», - похоже, ещё не совсем в это веря, простенько ответил выпускник - бедный болезненный каталонец, будущий непревзойдённо-великий архитектор причудливо-фантастических дворцов и храмов...
Он был младшим пятым ребёнком в семье кустаря. Именно в мастерской отца в нём и пробудилось ощущение пространства. В семье все были слабы здоровьем. Быстро умерли трое братьев, затем - мать и сестра, последним - отец. Так Гауди ещё в молодости остался совсем один. И он никогда не был женат.
Сам Антонио с детства страдал ревматизмом. Но ограниченная подвижность обострила наблюдательность будущего архитектора и открыла ему мир природы, который стал главным источником вдохновения в решении конструктивных задач и художественно-оформительских.
Наблюдая уход в вечность
«Слава Всевышнему, ночью никто не умер, - сказала медсестра. - Но если хотите увидеть человека, который скоро отойдёт к Богу, пойдемте со мной. Пациента сейчас будут соборовать». Гауди вздохнул с облегчением: он не зря потратил время на поход в больницу...
Архитектор частенько бывал в больнице Санта-Крус. Ведь ему разрешали присутствовать в морге на вскрытиях только здесь - в приюте для бедных. Изучив строение человеческого организма, теперь Гауди хотел лучше рассмотреть лица недавно умерших людей.
Худой, сутулый и заросший, в неопрятном мешковатом костюме набитыми всякой всячиной и от этого отвисшими карманами, Антонио сам походил на бедняков, которые находили здесь последнее пристанище. Только его пронзительные глаза горели ярким огнем.
Войдя в палату, Гауди встал у изголовья умирающего. Его душа отлетала на Небеса, а лице архитектора была радость. Но откуда мы можем знать, что он уловил тот момент?..
Глубоко верующий католик Гауди и сам всецело отдал всего себя Богу. На грандиозном фасада строящегося собора Святого Семейства архитектор придумал разместить множество сцен из Библии.
В поисках натуры Гауди исходил всю Барселону. Осла, который должен быть обессилившим после долгого пути, он разыскал у старьевщика. Птиц пришлось усыплять хлороформом, чтобы сделать с них гипсовую отливку. Но все проблемы с животными были решены.
А вот с человека снять отливки не получалось. Антонио попробовал сделать её даже на своем помощнике, но он лишился чувств...
Он очень тщательно и долго подбирал прототипы для фигур Христа, Марии, Иосифа и апостолов. Для изображения детей, убитых по приказу Ирода, Гауди делал слепки с мертворожденных младенцев. Они висели рядами под потолком мастерской. Просто жуть. Но архитектор спокойно замечал: «Все мы куклы Господа...»
Спешка ни к чему
Антонио Гауди-и-Корнет приступил к работе над собором в 1883 году, когда ему был 31 год. Самый большой собор Барселоны по его замыслу должен стать храмом искупления всех грехов, поэтому архитектор стремился создать здесь целый космос.
На стройку приезжали король Альфонсо, инфанта Изабелла, кардиналы, папский нунций... Большинство не одобряло, но больше всего им не нравился сам резкий, дерзкий, непредсказуемый архитектор. Пабло Пикассо назвал собор архитектурной ересью.
Но Антонио не ограничивали в замыслах, хотя стесняли в средствах, поэтому он сам собирал пожертвования. Он хотел, чтобы здание выглядело как огромный орган, и ветер, проходя через башни, звучал как хоровое пение. Фасад стремительно уходил в небо. «Падение нравов наступает, когда человек перестает смотреть на природу», - наставлял Гауди резчиков.
Прошли десятилетия, а конца строительству не было видно. Но Гауди это ничуть не беспокоило. Своим учителем и заказчиком храма он считал Господа Бога, которому спешить некуда. Поэтому всем отвечал: "Мой Заказчик не торопится".
Дорога в небеса
7 июня 1926 года 73-летний Антонио Гауди шел по ежедневному маршруту к церкви Сант-Фелип-Нери, прихожанином которой он был. На улице Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес он был сбит трамваем и потерял сознание. Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку.
Гауди доставили в больницу для нищих, где ему оказали лишь примитивную медицинскую помощь. Лишь на следующий день его нашёл и опознал капеллан храма Саграда-Фамилия Мосен Хиль Парес-и-Виласау. Но состояние Гауди уже ухудшилось настолько, что лучшее лечение не могло ему помочь.
Неподвижная правая рука сжимала распятие, хриплое дыхание прерывалось лишь вздохами: «Господи Иисусе! Ты дал мне удивительный дар, а я распорядился им недостойно. Я строил храм по Твоему велению, но часто слышал лишь себя. Прости, что, лишенный семьи, я возжелал войти в Твое Семейство. Я копировал Твои творения, думая, что равняюсь с Тобой. Прости меня, Господи!»
Он скончался 10 июня 1926 года и был похоронен двумя днями позже в крипте недостроенного им храма.
В 2002 году по инициативе архиепископа Барселоны началась подготовка к канонизации Антонио Гауди. Чтобы великий мастер был причислен к лику святых, согласно католическим канонам, нужно доказать, что за свою жизнь он совершил хотя бы одно чудо. Но это постоянно зримое и ощущаемое материальное огромное чудо сегодня знает весь мир.
Антонио Гауди хотят сделать святым-покровителем всех архитекторов.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...